Тема 20. Исторический путь Православия на Руси от XIV до конца XX века


Предыдущая тема | Содержание


Преподобный Сергий Радонежский

В истории Русской Православной Церкви, равно как и в неотъемлемой от нее нашей отечественной истории, преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) — явление превеличайшее. «Святость жизни, его труды на благо Церкви, его вклад в объединение русских земель вокруг Москвы и защита мирной жизни нашей Родины имеют непреходящее значение. Всем своим обликом, делами евангельской любви, словом христианской мудрости и непрестанной молитвой Пресвятой Троице за Церковь и страну нашу преподобный Сергий явил себя светильником веры Христовой, изрядным подвижником благочестия и миротворчества. Сила его христианского и патриотического подвига, его светлое, жизнеутверждающее мировосприятие воспламеняют наши сердца верой в Бога и любовью к Родине… К гробнице преподобного Сергия в течение столетий и до настоящего времени со всех концов нашей необъятной Родины притекают православные люди со своими думами, молитвами и упованиями».
Эти высокие слова о преподобном Сергии Радонежском были сказаны в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры 30 мая 1971 года Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Пименом незадолго до его избрания на патриарший престол. Содержится это свидетельство в прекрасном церковно-историческом издании — «Троице-Сергиева Лавра» (М.: Изд. Московской Патриархии, 1987). Автор-составитель этой книги-альбома — архимандрит Иннокентий (Просвирнин).
«Троице-Сергиева Лавра. В самом названии раскрывается особое почитание православными иноками Живоначальной Троицы и основателя обители — преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца», — такими словами начинается эта книга-памятник преподобному и его обители. На с. 26 этой книги помещена карта под названием «Школа преподобного Сергия». Духовная школа преподобного здесь представлена монастырями, основанными им самим, его учениками и собеседниками, а также учениками его учеников. Здесь дается самая верная перспектива исторического пути Православия в России в эпоху преподобного Сергия Радонежского и его последователей.
Через эти монастыри свет православного просвещения от Троицкого монастыря преподобного Сергия распространялся по всему лицу Русской земли. В одном из церковных песнопений — стихир — преподобный Сергий именуется «светильником многосветлым Российския земли», потому что таковым он был для своих современников и таковым остается для православных людей России до настоящего времени.
Вдохновляющим призывом ко спасению остается духовный завет преподобного Сергия: «Внемлите себе, братие, всех молю! Прежде всего имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же страннолюбие, и смирение, и пост, и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, бойтесь и поминайте час смертный и Второе Пришествие… Вас же поручаю Всемогущему Богу и Его Пречистой Матери: да будут Они вам прибежищем против сетей и нападений врагов» (книга-альбом «Троице-Сергиева Лавра». С. 43).
Книга-альбом «Троице-Сергиева Лавра», представляющая собой уникальное церковноисторическое повествование архимандрита Иннокентия (Просвирнина), завершается пространным указателем книг и статей, посвященных преподобному Сергию и основанной им обители (271 наименование), и «Краткой летописью Лавры». Всякому человеку, желающему изучить эпоху преподобного Сергия Радонежского, наилучший путь — это посетить Троице-Сергиеву Лавру, чтобы помолиться скорому помощнику и преславному чудотворцу, а затем взять эту книгу-альбом и через нее приникнуть к многочисленным церковно-историческим источникам, связывающим нас с эпохой преподобного Сергия.

Автокефалия Церкви Русской

В XV веке Россия сбрасывает монголо-татарское иго, а Константинополь падает под натиском османской армии (19 мая 1453). В последние годы Византийской империи «ромеи» вынуждены были искать поддержки со стороны римо-католического Запада. Печальной памяти Флорентийская уния (1438–1439) не принесла Константинополю избавления, а единству Православия весьма повредила. В надежде на восстановление канонического устройства Константинопольской кафедры 15 декабря 1448 года русскими иерархами в Московском Успенском соборе митрополитом был поставлен епископ Рязанский и Муромский Иона (1448–1461). Таким образом начался период автокефалии, то есть независимого от Константинополя канонического бытия Русской Православной Церкви. Во второй половине 15-го столетия Константинополь официально отверг унию с Римом, но автокефалия Русской Церкви уже не пременилась.
В 1589 году в жизни Русской Православной Церкви произошло очень важное событие — учреждение Патриаршества. 23 января 1589 года Собор русских иерархов при участии патриарха Константинопольского Иеремии избрал на Московский патриарший престол митрополита Иова (1589–1605), а 26 января была совершена его интронизация. На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов было признано и подтверждено все, что сделано патриархом Иеремией в связи с утверждением Патриаршества на Руси.
Избрание патриарха имело огромное значение для целостности России в преддверии начинающейся великой Смуты. Великое значение здесь имел исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена (†1612).
Самым прискорбным событием в истории Русской Православной Церкви первого патриаршего периода (1589–1700) стал так называемый старообрядческий раскол. О его причинах и последствиях имеется множество противоречивых мнений и суждений. Но достоверным является то, что утрата церковного единства была связана не только с общественно-политическими течениями середины XVII века, но и с утратой церковного богословия в сфере церковного образования и управления того времени.

Синод

После кончины Патриарха Адриана († 16 октября 1700) Петр I не допустил избрания нового патриарха, а решил ввести в Русской Церкви коллегиальное управление. Для этого в 1721 году был учрежден Святейший Синод, но от этого управление Русской Православной Церкви не приняло соборный характер («синод» в переводе с греческого значит «собор»), а напротив, только еще более отдалилось от соборного начала. Благодаря введению должности оберпрокурора Синода церковный строй в России оказался в большой зависимости от интересов царского абсолютизма.
При преемниках Петра I секулярные тенденции в России еще больше усиливаются, и, наконец, Русская Православная Церковь получает официальное именование Ведомства Православного исповедания. Несмотря на то, что так сильно было нарушено церковное управление, благодатная церковная жизнь не прекратилась на Руси. Были в период Синодального управления и отрадные явления — например, возрождение миссионерства и старчества. Но отсутствие Поместных Соборов не позволяло разрешать острые проблемы церковной жизни своевременно (в частности, вопросы, касающиеся образовательной деятельности Церкви). А когда многочисленные проблемы были наконец поставлены на Всероссийском Соборе 1917–1918 годов, то изменившиеся внешние условия не позволили осуществить многие решения этого Собора.
Светильник веры для всего православного мира в Синодальный период воссиял в лице преподобного Серафима Саровского, скончавшегося в 1833 году и прославленного в 1903 году. Вместе с проповедью святого праведного Иоанна Кронштадтского (†1908) прославление преподобного Серафима Саровского стало очень важным событием накануне страшных испытаний для Русской Православной Церкви и для всех верных ее чад.

Восстановление Патриаршества

За весь период Синодального управления (1721–1917) в Русской Православной Церкви не было ни одного Поместного Собора. Только в августе 1917 года был созван Священный Собор Православной Российской Церкви (таково было официальное наименование Русской Церкви). Самым важным событием на этом Соборе стало восстановление Патриаршества. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы избранный на патриарший престол митрополит Московский Тихон стал Патриархом Московским и всея России.
После блаженной кончины Патриарха Тихона (на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1925 году) новый Патриарх долго не мог быть избран, так как в это время продолжались страшные гонения на Церковь. В 1943 году на патриаршество был возведен Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий, но он недолго управлял Русской Церковью в сане Патриарха Московского и всея Руси. После его кончины Русскую Церковь возглавлял Патриарх Алексий I (1945–1970), а с 1971 года по 1990 год — Патриарх Пимен, при котором Русская Православная Церковь достигла 1000-летия своего канонического бытия.

1000-летие Крещения Руси

1988 год является особой вехой в истории Русской Православной Церкви. Когда в начале 1980-х годов начиналась подготовка к грядущему празднованию 1000-летия Крещения Руси, то еще трудно было представить, что это событие станет выдающимся событием не только для православных насельников России и ее верных чад, проживающих за рубежами Отечества нашего, но и для всей страны. Помимо церковных предъюбилейных и юбилейных церковноисторических конференций о Крещении Руси вспоминали лучшие отечественные историки и писатели, а церковное празднование переросло в общегражданское и всемирное. Для миллионов наших соотечественников впервые приоткрылись им прежде неведомые страницы родной истории, повествующие об истоках российской государственности, историографии и культуры. Православие стало осознаваться как фундамент и неотъемлемая часть культурноисторического наследия России.
Промыслительно совпавшие с этим празднованием жизненно важные государственные преобразования содействовали, благодаря благодатному покрову Божию, скорым переменам во всех сферах церковной жизни Богом хранимой страны нашей. Стали открываться новые приходы, строиться храмы, воссоздаваться монастыри, учреждаться новые духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей, воскресные школы, православные гимназии, издаваться православные книги, умножаться епархии, воссоздаваться благотворительные церковные организации.
Вместе с тем политические изменения (в частности, распад СССР) повлекли за собой и церковные нестроения. Особенно обострилась ситуация на Украине, где расколовожди увлекли за собой часть приходов Русской Православной Церкви.

Год великого церковного юбилея

Не так давно христианский мир отпраздновал год великого юбилея — 2000-летия со времени пришествия в мир Христа Спасителя. «Это величайшее событие в истории человечества почти не было замечено большинством современников, ибо Христос явился не в сиянии божественной славы, но в облике обыкновенного человека. Тем не менее, Рождество Спасителя коренным образом изменило мир. Постепенно, век от века, как простые люди, так и сильные мира сего стали все более прислушиваться к заповедям Христовым и исполнять их. Лучшие представления о милосердии, справедливости, о неотъемлемо присущем человеку праве на жизнь, свободу, достоинство — все это своим основанием имеет осознание того факта, что каждый человек есть образ и подобие Божие». Такой взгляд на историю отражается в юбилейном Рождественском Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в 2000 году в день Святого Рождества совершил Божественную Литургию в Вифлееме, в храме Рождества Христова.
В августе 2000 года в Москве состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, ставший знаменательной вехой в историческом пути Русской Православной Церкви, вступающей в XXI век.
Событием исключительной важности стало решение этого Собора о причислении к лику святых сонма Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за веру Христову в 20-м столетии. В лике этих страдальцев — святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси; святые царственные страстотерпцы, преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара; священномученики Петр, митрополит Крутицкий, Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, Серафим, митрополит Ленин­град­ский, Илларион, архиепископ Верейский.
Прославление этих и многих других святых Новомучеников и Испо­ведников Российских подвело черту под эпохой страшного воинствующего безбожия в нашей стране. «Двадцатое столетие — особое время в жизни Русской Церкви, — сказал Святейший Патриарх Алексий II. — Это — эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящих всё, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых. В XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей христианской Церкви. Однако кровавый Армагеддон, устроенный „красным драконом“, унесший миллионы безвинных жертв, вопреки нечестивым ожиданиям богоборцев не смог погубить Святую Русь. XX век стал Великим Днем Господним в России. Множество мучеников и мучениц всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением, стали явлением христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества».
На заседании Юбилейного Архиерейского Собора был также принят очень важный документ, получивший название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Призванный стать духовным и нравственным ориентиром для всех чад Церкви, этот документ весьма полно и систематически отразил позицию Церкви по актуальным вопросам современности, таким как война и мир, преступность и исправление, светское право, собственность, светская культура и наука, семья и брак, биоэтики и экология, международные отношения и многим другим. Документов подобного рода не было не только в истории Русской Православной Церкви, но и во всей христианской истории.
Символом духовного обновления России стало состоявшееся в рамках Архиерейского Собора полное освящение Храма Христа Спасителя. Созданный в XIX веке как памятник великой Победы русского воинства в войне с Наполеоном, этот храм был варварски уничтожен 5 декабря 1931 года, в разгар сталинских гонений на Церковь. Возрождение главного собора страны началось в 1994 году. В августе 1996 года Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего храма, а в 1999 году был открыт для посещения и верхний храм. В ночь с 6 на 7 января 2000 года в Храме Христа Спасителя была отслужена первая торжественная рождественская Литургия. «Сегодняшний день, — сказал на полном освящении храма Святейший Патриарх Алексий II, — останется в истории нашей Церкви как день торжества Православия и кульминация торжеств в России в честь 2000-летия Рождества Христова».
Еще одно значимое событие в современной истории Русской Православной Церкви произошло 17 мая 2007 года. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром был подписан «Акт о каноническом общении», который восстановил единство Русской Православной Церкви, нарушенное трагическими событиями 20-го столетия. «Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего», — в своем обращении к собравшимся сказал Патриарх. Поздравив всех с воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, Президент России В.В.Путин отметил: «Это событие — поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения. Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего „Русского мира“, одной из духовной основ которого всегда была Православная Вера. Всюду — куда бы судьба ни забрасывала наших людей — первой их заботой было возведение храма».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отошел ко Господу 5 декабря 2008 года.
27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. В своем слове на открытии Собора митрополит Кирилл выразил убежденность в том, «что в наступающий период своей истории наша Церковь… принесет Господу новый обильный плод. Дай Бог, чтобы все мы — архипастыри, пастыри, иноки, инокини, миряне — явили себя Главе Церкви Христу как искренние и неленостные делатели Его виноградника… Верность заповедям Христо­вым, твердость в исповедании истинной веры, хранение норм священного предания, смысл которого — в том, чтобы среди нас присутствовал евангельский дух, — все это да осуществится в Церкви нашей непреложно, даже до скончания века… Да исполнятся на нас, на Святой Церкви Русской слова молитвы Самого Господа Иисуса: „Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня“ (Ин. 17, 22–23)».
В 2014 году Церковь Христова, а вместе с нею и весь православный мир отметили 700-летие со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного Сергия Радонежского. Ученики святого, как сказано в послании Святейшего Патриарха Кирилла, «несли огонь веры… по всем краям и  самым дальним уголкам страны, сея семена божественной истины и заботясь о том, чтобы евангельские всходы преобразились со временем в побелевшие нивы (см. Ин. 4, 35) и принесли сторичный плод (см. Лк. 8, 8)». Еще при жизни став игуменом земли Русской, общенациональным духовным лидером, к которому за молитвенной помощью и благословением обращался святой князь Димитрий Донской и другие князья, преподобный Сергий Радонежский ко всем русским людям обратил свои слова: «Любовью и единением спасемся». «Это назидание, — отметил Святейший Патриарх Кирилл, — особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть „единство духа в союзе мира“ (Еф. 4, 3), противостоя розни века сего».
Весь русский мир в 2015 году отмечает знаменательную дату — 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Отвечая на вопрос «Что принес нам сей муж?», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании к пастве сказал: «Его выбор изменил весь ход нашей истории, ибо Он принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы — Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное».
В заключение хотелось бы порекомендовать всем, кто хочет узнать историю Русской Православной Церкви в XX веке, уникальное издание — «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Изд. Сретен­ского монастыря, 2008. 800 с.). Год за годом, месяц за месяцем перед читателями разворачивается подлинная летопись жизни Русской Церкви на протяжении последнего столетия. Важнейшие события церковной истории и малоизвестные факты раскрываются на основе исторических и документальных свидетельств: церковных и гражданских архивных документов, воспоминаний очевидцев, проповедей, жизнеописаний святых, газетных публикаций, редких исторических фотографий, репродукций полотен русских художников и икон. Именно такой подход, выбранный коллективом авторов при создании этого фундаментального труда, позволил ему стать поистине бесценным источником информации и исправить во многом неверные толкования тех или иных событий Церковной истории XX века, которые до сих пор бытуют в культурном и медиа пространстве нашей страны.
А в 2012 году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет издал книгу «Потерпевшие за Веру и Церковь Христову» (М.: «Лето», 2012), в которой на 650 страницах опубликованы факты и документы о гонениях на Русскую Православную Церковь XX века с 1917 года почти до начала Великой Отечественной войны. В предисловии к  книге сказано: «Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором закалился дух верных чад Церкви Русской, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения».


Предыдущая тема | Содержание