Рекомендации заседания секции по теме «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы»


Комитет Государственной Думы по образованию

 

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

заседания секции по теме

«Духовно-нравственное воспитание в российской школе:

состояние, проблемы, перспективы»

 

22 января 2015 года
г. Москва

 

22 января 2015 года в Москве, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках III Рождественских Парламентских встреч состоялось заседание секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы».

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Русской Православной Церкви, научно-педагогической и родительской общественности, средств массовой информации.

Участники отметили, что духовно-нравственное образование направлено на приобщение детей к традиционным духовным и нравственным ценностям, на их воспитание на основе исторических и культурных традиций русского и других народов России, российского общества, формирование сознательных и ответственных граждан Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, участники секции р е к о м е н д у ю т:

 

  1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть вопрос об основах единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации и механизмов её поддержки на правительственном уровне, в том числе предусмотрев программу по защите духовно-нравственной среды правового государства, включая ответственность государственных учреждений и их руководителей, а также родителей, работников сферы образования и взрослых граждан за духовно-нравственное воспитание молодёжи.

1.2. Осуществить комплексную государственную поддержку с учетом налоговых льгот и преференций организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи.

1.3. Рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации норм и способов законного контроля над СМИ в части:

— постоянной позитивной пропаганды духовно-нравственных норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным национальным духовно-нравственным ценностям России;

— недопустимости использования эфирного времени в электронных средствах массовой информации, находящихся на территории России, для показа программ, пропагандирующих насилие, бесчестие и низменность и пошлость;

— требований повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и «слэнговых» выражений, безосновательного засорения речи иностранными словами;

— прерывания рекламными роликами демонстрируемых видеоматериалов и прежде всего – детских телевизионных познавательных передач и фильмов.

 

  1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

2.1. Способствовать совершенствованию федерального законодательства об образовании в вопросах:

— восстановления в школе полноценного гуманитарного образования на основе исторических и культурных традиций России и российского народа;

— развития духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи на основе традиционных ценностей народов России;

— взаимодействия органов государственной власти с Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными организациями народов России в развитии духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

2.2. Комитету Государственной Думы по образованию предусмотреть в плане работы на 2015 год тематический вопрос о приобщении обучающихся в российской школе к традиционным ценностям народов России.

 

  1. Министерству образования и науки Российской Федерации:

3.1. На базе созданной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1347 действующей рабочей группы по разработке проекта стратегии развития воспитания в Российской Федерации создать Экспертный совет по вопросам развития духовно-нравственного воспитания в школе с привлечением ведущих специалистов в области воспитания и связанных с ним гуманитарных дисциплин: учёных Российской академии наук, Российской академии образования, представителей общественных организаций: Российского исторического общества, Общества историков-архивистов, Российского географического общества, Союза краеведов России, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др., опытных педагогов, методистов из субъектов Российской Федерации, представителей духовных учебных заведений и религиозных организаций, представителей крупных библиотек с целью доработки и реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также для анализа, оценки и рекомендаций по программам, учебным пособиям и учебникам по гуманитарным предметам, внедряемым в школу.

3.2. Принять меры в отношении языка педагогической, в том числе научно-педагогической, литературы: не допускать к изданию книги, перегруженные без надобности иностранными терминами и усложненно-неграмотным способом выражения смысла.

3.3. С привлечением указанного Экспертного совета:

— провести экспертизу содержания принятых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных образовательных программ общего образования, учебников и пособий по всем школьным предметам с целью совершенствования в них материалов, содействующих утверждению достойных нравственно-этических норм и норм морали, традиционных нравственных ценностей;

— скорректировать с учётом потребностей духовно-нравственного воспитания современные школьные курсы русского языка, литературы, отечественной и всеобщей истории, и других гуманитарных предметов в противовес существующей тенденции сокращения программ по русскому языку, литературе и отечественной истории, начиная с её истоков;

 восстановить полноценное изучение в школе русского языка, классической русской литературы, вернув в программы необходимые для этого разделы курсов названных дисциплин, а также – в необходимом объёме достойные и важные для духовно-нравственного становления школьника произведения русского фольклора, древней русской литературы, писателей 18 века, наиболее значимых русских и советских классиков: И.А. Крылова, В.А. Жуковского, поэтов пушкинского времени, а также М.Ю. Лермонтова, К.Ф. Рылеева, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.К.Толстого, Г.И. Успенского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, И.С. Шмелёва, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова, М.В. Исаковского, Н.М. Рубцова и др.;

– для объективной и всесторонней оценки учебной литературы по духовно-нравственному воспитанию (учебников, пособий, программ и т.д.) ввести практику организации интернет-опросов среди зарегистрированных на специальном экспертном портале педагогов-воспитателей из всех субъектов Российской Федерации (ученых РАН, РАО, преподавателей вузов, школьных учителей истории, методистов, музейных работников, представителей педагогической прессы и т.д.).

3.4. Решить вопрос об обязательности проведения экспертизы в религиозных организациях школьных учебников по религиозным культурам, используемым в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках федеральной экспертизы школьных учебников и формирования федеральных перечней школьных учебников.

3.5. Предусмотреть экспертизу в централизованных религиозных организациях школьных учебников по основным социально-гуманитарным дисциплинам, в том числе по истории, литературе, обществознанию, для исключения недостоверных сведений об исторических религиозных традициях народов России.

3.6. В целях обеспечения прав граждан в области образования и приоритета родителей в воспитании своих детей перед всеми иными лицами во исполнения норм части 2 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовить и принять нормативный правовой акт, устанавливающий единый на всей территории Российской Федерации порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся в общеобразовательных организациях учебных курсов, предметов, модулей по религиозной культуре.

3.7. Рассмотреть вопрос о введении базовой по отношению ко всей системе воспитания предметной (образовательной) области духовно-нравственной воспитательной направленности с учетом существующего опыта реализации образовательных программ (основных и дополнительных) данной направленности, в том числе преподавания в 4-х классах основ религиозных культур и светской (гражданской) этики по выбору родителей (законных представителей) учащихся (курс «Основы религиозных культур и светской этики»).

Внести в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы общего образования изменения, направленные на поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и российской светской (гражданской) этики с 1 по 11 классы по выбору родителей (законных представителей) обучающихся на всех ступенях и годах обучения в общеобразовательной школе.

3.8. В целях совершенствования нормативной правовой базы в сфере взаимодействия органов государственной власти всех уровней, Русской Православной Церкви, других традиционных религиозных организаций народов Российской Федерации в обеспечении и развитии духовно-нравственного образования в общеобразовательных организациях рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части:

— дополнения статьи 2 понятием «религиозное образование» как образование, реализуемое при участии соответствующей централизованной религиозной организации, включая религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных организациях по выбору обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся (теология в вузах, преподавание религиозных культур в системе общего образования);

— дополнения статьи 2 понятием «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях», предусматривающим возможность реализации религиозного образования в данных организациях и взаимодействие образовательных организаций с религиозными организациями на основе их организационно-правовой независимости;

— согласования норм части 12 статьи 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и части 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с целью разрешения (снятия запрета на) осуществления деятельности религиозных организаций в части предоставления религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях вне рамок образовательных программ;

— конкретизации названия и норм статьи 87, в том числе изменения толкования теологического образования как нерелигиозного;

— дополнения части 7 статьи 87 положением о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению преподавания религиозных культур в системе общего образования (участие в разработке, экспертизе, согласовании);

— обеспечения правовых возможностей религиозного образования и духовно-нравственного воспитания детей по выбору их родителей (законных представителей) в государственных и муниципальных образовательных организациях за счёт части основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, предназначенной для удовлетворения их образовательных потребностей, в том числе этнокультурных.

3.9. Пересмотреть ныне существующую систему преподавания истории России, русского языка и литературы в школе с возвращением лучших традиций дореволюционной и советской школы, провести экспертизу содержания учебно-методических комплексов по истории, русскому языку и литературе для всех ступеней школы, в том числе:

— установить изучение русского языка и истории русской литературы в школе как самостоятельных дисциплин;

— восстановить изучение истории России (истории Отечества) как самостоятельной дисциплины на всех уровнях общеобразовательной школы;

— возвратить в программы гимназий и школ гуманитарного профиля преподавание ряда гуманитарных дисциплин (старославянский, иные славянские языки, греческий, латинский языки, риторика и т.д.);

— дополнить федеральный перечень учебников для школы перечнем рекомендуемых словарей.

3.10. Совместно с Министерством юстиции и Министерством внутренних дел Российской Федерации выработать систему воспитательных, образовательных мер и юридических механизмов противодействия явлениям, не совместимым с нормами и ценностями языковой культуры народов Российской Федерации, в частности, ненормативной лексике и антиобщественному речевому поведению в общественной жизни, в печати, на телевидении и в иных средствах массовой информации.

3.11. Разработать единый нравственный кодекс российского педагога.

3.12. С целью формирования у обучающихся достойных нравственных качеств личности разработать единый морально-нравственный кодекс поведения российских школьников.

3.13. Предусмотреть ответственность руководителя школы за создание в школе соответствующей духовно-нравственной среды, живых образцов высоких нравственных качеств, окружающих обучающихся, которая должна быть средой любви, благожелательности и веротерпимости.

3.14. Принять меры к повышению педагогической культуры родителей, в том числе посредством вовлечения родителей в процесс активной деятельности, направленный на повышение уровня семейного воспитания посредством участия родителей в деятельности родительских комитетов, советов родительской общественности, советов содействия семье и школе, семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, клубов выходного дня, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и т.п.).

3.15. Наряду с широким введением в содержание духовно-нравственного воспитания исторических материалов, подтверждающих высочайшие духовно-нравственные традиции поколений граждан России, разработать методические программы и списки рекомендуемой литературы в помощь педагогам и обучающимся.

3.16. В программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования:

— уделить особое внимание изучению святоотеческого наследия по духовно-нравственному воспитанию личности и методам православной педагогики, способствующим всестороннему развитию ребёнка;

— предусмотреть специальные курсы в системе повышения квалификации по организации духовно-нравственного воспитания в системе повышения квалификации всех категорий педагогических работников.

 

  1. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:

4.1. Способствовать созданию атмосферы уважения и любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, ее достойного существования.

4.2. Принять действенные меры по пропаганде культуры русского слова, повышению языкового вкуса, благопристойного и разнообразного содержания и стиля речи во всех сферах жизни, особенно пропаганде культуры общения в бытовой сфере и средствах массовой информации. С этой целью увеличить количество радио- и телепрограмм, включающих вопросы грамотной и красивой русской речи и высокохудожественного исполнения произведений русской классической литературы.

4.3. Обратить внимание руководителей основных радио- и телеканалов на недопустимость засилья в эфире низкопробной продукции, одностороннее и тенденциозное отражение общественно-идеологической и интеллектуальной жизни общества, не учитывающее весь спектр общественных мнений и не оставляющее места для образовательных и просветительских передач, особенно передач о русском языке и культуре.

4.4. Принять меры защиты детей от информации, не способствующей их духовно-нравственному развитию и оказывающей пагубное влияние на их здоровье и психику, в том числе при доступе к интернет-порталам, в видеоиграх, компьютерных играх, играх на игровых консолях и играх для мобильных телефонов и смартфонов.

4.5. Ограничить показ мультфильмов для детей и взрослых, содержание которых направлено на дискредитацию моральных норм поведения, разрушение общественной нравственности и побуждение к усвоению форм пагубного поведения личности.

4.6. Обновить видеотеки лучших познавательных и художественных фильмов, включив в них массив лучших фильмов ХХ века.

 

  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования, в том числе обеспечивающую взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

5.2. Продолжить работу по созданию региональных, областных, районных, городских и т.д. Центров духовно-нравственной культуры и Координационных советов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (при главах администраций) как основы взаимодействия и соработничества образовательных учреждений, традиционных религиозных организаций, общественных организаций, институтов гражданского общества в целях активизации духовно-нравственного воспитания школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов.

5.3. Предусмотреть увеличение объемов финансирования на разработку и реализацию центрами духовно-нравственной культуры программ духовно-нравственного воспитания и социализации школьников.

5.4. В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решить вопрос о финансировании за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и местных бюджетов частных православных образовательных организаций общего образования, осуществляющих образовательную деятельность по реализации аккредитованных основных общеобразовательных программ, наравне с аналогичными государственными и муниципальными образовательными организациями.

5.5. Принять нормативные акты, обязывающие руководство общеобразовательных организаций размещать на официальном сайте в сети Интернет информацию о проведении родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ и усилить общественный контроль со стороны родительских комитетов в вопросах выявления фактов административного давления на родителей при выборе ими модулей ОРКСЭ.

5.6. В каждом субъекте Российской Федерации организовать работу по созданию педагогического музея (с центральной педагогической библиотекой), представляющего собой своеобразную педагогическую лабораторию для апробирования новых структур, технологий, методов и форм духовно-нравственного воспитания.

5.7. С целью обсуждения различных аспектов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания предусмотреть создание в школах на общественных началах воспитательных комитетов из числа представителей педагогического состава школы, попечительского совета, родителей (законных представителей) обучающихся и иных представителей общественности.

5.8. Предусмотреть организацию школ молодых родителей и молодых воспитателей и иных мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности родительской и педагогической общественности в вопросах воспитания, в том числе по изучению традиционного опыта духовно-нравственного воспитания личности (святоотеческого наследия), а также методов православной педагогики.

5.9. С целью усиления работы по духовно-нравственному воспитанию детей в современной библиотечной среде, решить вопрос об оснащении школьных библиотек комплектами разнопрофильных словарей, включая толковые, исторические и этимологические словари, в которых прослеживается история слова, воспроизводится цитатный ряд лучших текстов прошлого.

5.10. Способствовать:

— распространению опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности;

— развитию духовно-нравственного фестивального движения.

 

  1. Российской академии наук и Российской академии образования:

6.1. Поддержать развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания, в том числе с использованием святоотеческого наследия по духовно-нравственному воспитанию.

6.2. Предусмотреть издание специального «Журнала для чтения школьников» по духовно-нравственному воспитанию с учетом всех возрастных групп.

6.3. В части научного обеспечения совершенствования норм статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

— разработать дефиницию «качество воспитания»;

— уточнить дефиницию «качество образования» через качество воспитания и обучения;

— разработать дефиницию «религиозное образование», в том числе в государственных и муниципальных образовательных организациях с участием соответствующих религиозных организаций с учетом свободного выбора обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— разработать дефиницию «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях», предусматривающую возможность религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях по свободному выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

6.4. Создать научно-познавательный портал по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития для школьных учителей, школьников, студентов и всей интересующейся аудитории.

 

  1. Средствам массовой коммуникации:

7.1. Способствовать проведению на постоянной основе целенаправленной пропаганды в поддержку традиционных ценностей семьи, брака, морали и нравственности.

7.2. Способствовать созданию общественной атмосферы уважения и любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, ее достойного существования.

 

Участники секции согласовали проведение в 2015 году консультаций, встреч и иных мероприятий по разработке и внесению соответствующих законодательных инициатив и предложений, а также по подготовке, экспертизе и реализации нормативных правовых актов и иных документов в соответствии с рассматриваемыми направлениями развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации.