Протоиерей Борис Пивоваров. Год Российской истории и преподавание отечественной истории в общеобразовательных учреждениях

Доклад на Съезде историков и краеведов Новосибирской области
21 февраля 2012 г.

Глубокоуважаемый Владимир Алексеевич! Уважаемые члены президиума, дорогие участники съезда!

Сегодняшний съезд не хотелось бы называть мероприятием: это скорее праздник тех людей, которые занимаются историей и краеведением.

В качестве вступления позвольте напомнить, что в конце марта 2011 года состоялся Первый Всероссийский съезд учителей истории и обществоведения. И думается, что участников нынешнего съезда, как и участников Первого Всероссийского съезда учителей истории, «объединяет идея консолидации учительского, научного, преподавательского и исторического сообщества на благо развития исторического образования, исторической науки в России в XXI веке».

Но в то же время хочется напомнить то, что было выражено в резолюции Всероссийского съезда учителей (март 2011 г.):

«Съезд обеспокоен существенным снижением уровня общей гуманитарной, в том числе и исторической, подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, знающих историю своей страны, способных ориентироваться в современных условиях и обладающих общей идентичностью». Было подчёркнуто, что снижение качества исторического образования происходит не только из-за сокращения учебных часов, отводимых на изучение истории и обществознания, но и по причине устаревших форм и методов подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей истории.

Надеюсь, что собравшиеся на нынешнем съезде учителя истории не менее озабочены указанными проблемами преподавания истории в школе.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря о том, что 2012 год — Год Российской истории, подчеркнул, что «празднование юбилея Российской государственности имеет очевидный смысл — консолидацию народа в целях дальнейшего развития нашего большого и сложного государства». А Владимир Алексеевич Никонов, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, на пресс-конференции в начале февраля нынешнего года сказал: «Не случайно 2012 год является знаковым для России и для Новосибирской области».

Когда начинают дискутировать о нашем историческом прошлом и о том, как преподавать историю в школе, то нередко говорят, что из истории ничего не нужно изымать, выкидыватьэто наша история. Не всё же было плохим, отсталым, немало было и хорошего: были и выдающиеся свершения, и славные имена, и мировые достижения.

Лично мне хочется согласиться с такой точкой зрения, но с одним непременным условием: историю России нужно рассматривать не только как историю XX века, а как многовековую историю, имеющую, как минимум, одиннадцать с половиной столетий. Тогда, вероятно, всё встанет на свои места.

Другая проблема — искажение родной истории. В докладе Владимира Николаевича Шумилова прозвучала следующая мысль: «Искажение истории бывает двух видов: умолчание или прямое искажение». В первые годы после революции 1917 года вообще отменили преподавание истории в школе: преподавали историю труда, потом обществоведение. А когда этот учебный предмет вернули в школу, многое в нём уже отсутствовало: со страниц учебников исчезли многие имена, события, факты. А многие события 20 столетия, получая в учебниках истории «классовую» оценку, грубо искажались.

А как смотрели на родную историю лучшие российские историографы?

Николай Михайлович Карамзин говорил: «История в некотором смысле есть священная книга народов, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего».

Поэтому перед учителями истории сейчас стоит очень важная задача. И её решению может успешно содействовать ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ. Не «для галочки» же он проводится.

ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ может помочь сделать прорыв в школьном историческом образовании.

Каким должен стать этот прорыв? — Необходимо преодолеть многие накопившиеся мифы и стереотипы.

Все знают, что существует миф об отсталости Древней Руси, согласно которому русский народ, якобы, был безграмотным. Однако обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты и другие исторические источники доказали — грамота на Руси была! Уже в XII веке у наших предков имелась высочайшая книжная и художественная культура.

Существует миф о том, что все цари на Руси были плохими. После революции 1917 года всю предшествующую российскую историю стали называть «проклятым прошлым». История показала, что и это мнение ошибочно: были на Руси и мудрые правители.

Распространённым был миф о том, что на Руси было полное бесправие. А как можно говорить о более чем тысячелетней российской государственности, если было одно бесправие? На самом деле это не так — было твёрдое законодательство, была «Русская Правда».

22 июля 2011 года в городе Владимире состоялось совместное заседание двух Президентских Советов — Совета по культуре и Совета по науке и образованию, тогда и родилась идея празднования в стране Года Российской истории. (Сохранилась стенограмма этого заседания, с которой каждый может познакомиться по Интернету.) На этом заседании Президент Российской Федерации (а он — профессиональный юрист) сказал, что Древнерусское государство было правовым: были и законы, и права, и обязанности. Это и характеризует высокую государственность.

Для того чтобы обновить содержание исторического образования, нужно искать, изучать и вводить в учебный оборот новые исторические источники. В настоящее время это делают учёные, этим занимаются историко-архивные институты. Но если уж совершилось какое-то открытие в науке, если был обнаружен какой-то уникальный источник, его необходимо вводить в учебный оборот, а вот с этим у нас большая проблема.

С чем хотелось бы сравнить процесс обновления школьного исторического образования? Можно привести следующее сравнение. Всем известны знаменитые пушкинские строки о том, что Пётр I, основав северную столицу — Санкт-Петербург, «в Европу прорубил окно». Высокая миссия современного учителя истории и краеведения как раз в том и состоит, чтобы «прорубить окно в Россию», то есть в отечественную историю, в нашу родную историю!

То, что такое пожелание — не условность, не гипербола, можно пояснить на конкретных примерах.

Перед вами на экране — две башни Московского Кремля: Спасская и Никольская. В таком виде они простояли с середины 1930-х годов до начала XXI века. Все слышали «бой часов на Спасской башне», а почему она называется Спасской — даже не все учителя знали.

И вот, в 2010 году произошло удивительное открытие: на Спасской и Никольской Кремлёвских башнях были открыты иконы! И сразу стало понятно, почему и с какого времени они так назывались.

С середины 30-х годов XX века эти прекрасные иконы были замазаны. Слава Богу, что их совсем не уничтожили, как было приказано, а наложили на них сетки и заштукатурили. Кому мешали эти иконы? Они мешали воинствующим атеистам, проводившим парады на Красной площади.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленную икону Христа Спасителя на Спасской башне (икона XVI века!). А затем 4 ноября 2010 года, в День Народного единства, Патриархом была освящена икона Николая-Угодника на Никольской башне.

Стояли эти башни десятки лет. На них были иконы, которые в советское время были закрыты. Потребовался труд реставраторов: специалисты открыли иконы, и люди вновь увидели свои родные святыни. Так совсем недавно было «прорублено» еще одно «окно» в наше историческое прошлое. В этом и состоит сегодня миссия исторической науки и школьного исторического образования.

Другой пример: в 2000 году «звездным часом» российской археологии ученые назвали открытие в Новгороде вощёных дощечек. Это оказалась Псалтирь: на дощечках ученики писали псалмы. Датирована находка самым началом XI века. А ведь в нынешних школьных учебниках по истории России сведений об этом величайшем открытии до сих пор нет, хотя прошло уже довольно много времени с момента открытия, как нет упоминания и о том, что Псалтирь веками служила первой учебной книгой на Руси.

Сохранился подлинник Завещания святого князя Димитрия Донского. Из текста этого документа видно, что при чтении Завещания у постели умирающего князя присутствовал Преподобный Сергий Радонежский. Знают ли учителя и ученики наших школ о том, что в Государственном Историческом музее в Москве хранится это Завещение? А в нём содержатся драгоценнейшие сведения об укреплении Московского княжества в конце XV века.

Времени не хватит перечислять самые выдающиеся памятники отечественной истории, о которых даже не упоминают в нынешних школьных учебниках по истории России…

Есть и практический вопрос: какой год следует считать начальным годом Российской государственности?

Если открыть нынешние учебники, то там дан ответ: 882 год.

А почему тогда в нынешнем году (а не через 20 лет) мы празднуем 1150-летие Российской государственности?

Да потому, что в 1862 году в России праздновалось тысячелетие Руси. Это был величественный церковно-государственный праздник. К этому празднику в Великом Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России». И не случайно на нём были изображены более ста персонажей — великих сынов и дочерей России, составивших честь и славу нашего Отечества, его истории и культуры. В воспоминание этого празднования, которое было 150 лет назад, учреждён и нынешний юбилей — 1150 лет начала Российской государственности. Точкой отсчета послужила не сама летописная запись под 862 годом, а преемство нынешней России с историей России XIX века!

В 1988 году совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. А 2012 году предстоит празднование 1150 лет Российской государственности.

Посмотрите, пожалуйста, на изображение князя Димитрия Пожарского и патриота Косьмы Минина на памятнике «Тысячелетие России». В начале 1944 года немецкие захватчики хотели увезти этот памятник в Германию в качестве трофея, разобрали его по частям (имеется фотография, где под снегом лежат фигуры с разобранного памятника, как убитые солдаты). И лишь стремительное вторжение наших войск в Великий Новгород помешало исполнению этих планов. А к ноябрю 1944 года он был восстановлен.

Вот известный памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади, стоявший ранее на другом месте.

А это — сохранившийся барельеф Храма Христа Спасителя: архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий благословляет Димитрия Пожарского и Косьму Минина на освобождение Москвы.

А вот — Казанская икона Божией Матери. Не случайно День Народного единства отмечается в день Казанской иконы Божией Матери. Теперь на Красной площади в Москве восстановлен Казанский собор — это тоже свидетельство возрождения родной истории и культуры.

Вот изображение Святителя Гермогена. Буквально через 8 дней, а именно 1 марта по гражданскому календарю (18 февраля по старому стилю), исполняется ровно 400 лет со дня его мученической кончины. Его голодом заморили за то, что он не подписал распоряжение об отзыве писем с призывом об освобождении Москвы. Вот известная картина художника Александра Новоскольцева «Смерть Патриарха Гермогена».

А вот известная всем в Новосибирске Никольская часовня. Построенная в 1913 году к 300-летию Дома Романовых, в конце 1920-х годов она была варварски разрушена, восстановлена по благословению Владыки Тихона в 1993 году. На первозданной часовне, на одной из наружных стен, было изображение Святейшего Патриарха Гермогена в рост.

Вот замечательный памятник — Казанский собор в Санкт-Петербурге, где похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. На табличке помещены замечательные слова Пушкина — «Спасай Россию, встал и спас». Пушкин, будучи у могилы полководца, сказал эти слова. В учебниках об этом также ничего нет. Как воспитывать патриотизм, если даже такие сведения не доходят до наших детей?!

Вот Храм Христа Спасителя. На его внутренних стенах — имена погибших в Отечественной войне 1812 года. Этот храм-памятник возводился на народные деньги. А 5 декабря 1931 года Храм взорвали. Сейчас Храм восстановлен.

Вот указ Президента Российской Федерации о том, что в 2014 году Россия будет отмечать 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Уже сейчас страна наша начинает готовиться к этой дате.

А здесь — изображение Великого князя Владимира. Пройдёт три года, и в 2015 году исполнится 1000 лет со дня кончины святого князя Владимира. Думаю, что этот праздник будет не менее величественным, чем праздновалось 1000-летие Крещения Руси — это также будет праздник Просвещения Руси.

И вот последнее, что хотелось показать, — две иконы. Слева — знаменитая Владимирская икона Божией Матери. Где она была? Там, где были центры Российской государственности: Киев – Владимир – Москва. Но далеко не все знают, что эта икона была и в Новосибирске во время Великой Отечественной войны, когда сокровища Третьяковской галереи спасали, вывозя из Москвы. Хранилась эта икона «под спудом» — в здании Оперного театра.

Справа — Троица, знаменитая Троица Рублева. Она была написана, чтобы «взиранием на Святую Троицу препобеждалась ненавистная рознь мира сего». Это звучит сейчас очень и очень актуально.

И последний кадр — Государственный Гимн России, где есть такие слова: «Россия — священная наша держава … хранимая Богом родная земля».

Я мечтаю о том времени, когда в начале серьёзных заседаний, например, педагогических съездов, Государственный Гимн России будет исполняться со словами.

Спасибо за внимание! И спасибо за предоставленную возможность принять участие в конференции.