Евангелие в нашей жизни

Протоиерей Борис Пивоваров. Евангелие в нашей жизни: Учебное пособие. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1995. 63 с.: ил.
Рекомендовано Отделом дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей.
Книга призвана помочь учителю и школьнику сделать первый шаг на пути ознакомления с Евангелием, она может использоваться как учебное пособие на уроках литературы, истории и мировой художественной культуры.
Повторно опубликовано в журнале   «Источниковедение в школе», №2, 2007.

Предисловие

В нашей жизни есть много такого, что очень важно и очень дорого для верующих людей и для тех, кто не относит себя к числу людей религиозных. Если христиане, называя Евангелие Священной Книгой или Книгой Жизни, не перестают признавать, что эта Книга является одним из драгоценнейших памятников мировой литературы, то и многие нерелигиозные люди признают Евангелие источником высокой нравственности и духовной культуры.

В этом учебном пособии, предполагающем первоначальное знакомство с Евангелием, речь пойдет не о том, как относиться к Евангелию, не о том, что надо кого-то в чем-то переубеждать, а о том, какое место в нашей жизни занимает или может занять эта Книга. Речь пойдет о тех важнейших нравственных категориях, которые раскрывает нашему взору эта Книга, о том, что всем нам очень дорого и очень близко. Евангелие — это Книга, открытая для всех, кто ищет истину и смысл жизни, для тех, кто считает эту Книгу свидетельством самой радостной в этом мире вести человеку — вести о возможности победить смерть.


Пособие составлено по следующему принципу. Каждая из семи тем содержит пять разделов.

В первом разделе даются некоторые начальные сведения о времени написания и авторах Евангелий, о распространении этой Книги в мире, о том, какое место она занимает в жизни христиан, что означает само слово Евангелие, и много другой полезной информации.

Во втором разделе приводится текст притч по Библии.

В примечаниях дается значение незнакомых слов, поясняются некоторые исторические, этнографические и географические названия.

В четвертом разделе притча пересказывается близко к оригинальному тексту, но современным языком.

В пятом — предлагается вариант обсуждения этой притчи с учащимися с точки зрения современности и важности для каждого из нас нравственных ценностей, содержащихся в этой Великой Книге человечества.

Тема 1

Кто мой ближний?

Слово «Библия» происходит от греческого слова, означающего «Книги». Библия — это действительно собрание книг, состоящее из двух частей.

Одна часть — Священные Книги Ветхого Завета. Они написаны пророками— святыми людьми, жившими до Рождества Иисуса Христа. Вторая часть Библии — это Священные Книги Нового Завета. Они написаны учениками Иисуса Христа — апостолами. Слово «Завет» означало ‘договор’ или ‘соглашение’. В самой Библии слово «Завет» означает союз, договор между Богом и людьми.

Апостолы Иоанн и Петр. Икона XIX в.

Евангелие — это первые четыре Книги Нового Завета. Слово «ЕВАНГЕЛИЕ» в переводе с греческого — «благая, радостная весть». На греческом разговорном языке слово «Евангелион» за несколько веков до Рождества Христова означало подарок, который получал добрый вестник, объявивший народу о победе или об избавлении от гибели. Этим же словом потом называли жертву, которую греки приносили по случаю получения известия о победе. А затем словом «Евангелион» стала именоваться сама радостная весть — неожиданная новость об избавлении, о победе, о спасении.

Евангелием называются книги, в которых излагается свидетельство апостолов (апостол в переводе с греческого — посланник) о жизни и учении Иисуса Христа. Первыми читателями и слушателями Евангелия были члены древнехристианских общин, которым описываемые события были известны прежде из устной проповеди апостолов.

Просветители славян святые братья Кирилл и Мефодий, в IX веке переводившие Евангелие с греческого языка на славянский, оставили это слово без перевода. Почему? Может быть, для того, чтобы лучше сохранить его изначальный смысл. По меткому и в то же время строго научному определению замечательного филолога академика С.С. Аверинцева, Евангелие — это такая благая и радостная весть, которую надо возвещать так, как возвещают только спасительную новость.

Что же нового может возвестить нам Евангелие? Может быть, Евангелие поможет нам прежде всего по-новому взглянуть на самих себя и на то, как нам следует относиться друг к другу?

Притча о милосердном самарянине

initial-a«Сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Евангелие от Луки, глава 10, стихи 30–35.

Примечание. Слово «притча» происходит от греческого «параволи», означающего ‘сравнение, уподобление’. Этим словом называли тексты, в которых какая-либо духовно-нравственная истина объясняется при помощи привычных жизненных ситуаций или природных явлений.

Христос говорил притчами, чтобы образной формой выражения пробудить слушателей к размышлению о духовной жизни и ее законах.

Притча о милосердном самарянине отвечает на вопросы: Как правильно относиться к другому человеку? Кто мой ближний? Что нужно делать, чтобы достичь вечной жизни?

Один человек спросил Иисуса Христа: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос сказал, что поступать следует так, как учат Заповеди Божии, Закон Божий. Среди них есть заповедь, гласящая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «А кто мой ближний?» — спросил Иисуса Христа Его собеседник. В ответ на этот вопрос Христос сказал вышеприведенную притчу, а после нее добавил: «Иди, и ты поступай так же».

Самарянин — житель Самарии, центральной области Палестины, граничившей с Галилеей и Иудеей. Между жителями Иудеи и Самарии была большая неприязнь, часто доходившая до откровенной вражды. Само название «самарянин» считалось у иудеев едва ли не бранным словом.

Священник и левит — служители Иерусалимского храма.

Пересказ притчи о милосердном самарянине

Один законник (учитель и знаток священных книг евреев — Ветхого Завета), испытывая Иисуса Христа, сказал:

— Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

— А в Законе что написано? — спросил его Христос.

— Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

— Правильно, — сказал ему Иисус Христос. — Так и поступай.

— А кто же мой ближний?

На это Иисус Христос сказал следующее:

Один человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам. Разбойники сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случилось одному священнику проходить той же дорогой. Увидел он израненного человека, но прошел мимо. На том месте оказался и левит — младший служитель храма. Подошел он к попавшему в беду человеку, посмотрел на него и тоже прошел мимо. И вот по этой же дороге едет самарянин — человек из соседней страны, другой веры, других обычаев. Иудеи неприязненно относились к самарянам, и самаряне знали это. Но, увидев попавшего в беду иудея, самарянин сжалился над ним. Подойдя к раненому, он перевязал его, предварительно сделав обеззараживание вином и смягчив боль от ран маслом. Посадил он несчастного человека на своего осла, привез его в близлежащую гостиницу и там стал заботиться о нем. На другой день, отъезжая из гостиницы, самарянин заплатил хозяину за содержание больного и даже сказал: «Если издержишь больше, то я заплачу тебе на обратном пути».

— Кто из этих троих, думаешь, был ближним для человека, попавшего в беду? — спросил законника Иисус Христос.

— Тот, кто оказал милость, — ответил законник.

— Иди, и ты поступай так же, — сказал Христос.


Кто в Евангелии назван ближним? Только ли родители, друзья, близкие родственники? Нет! Человек, который вам оказал помощь, и есть ваш ближний, даже если ваша встреча, казалось, была случайной и вы не знали этого человека, не видели его прежде и, может быть, впредь никогда не увидите. Помощь его, оказанная вам, приблизила его к вам, а вас к нему, большая ли была эта помощь или малая. Доброта и милосердие сблизили вас.

Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Как я должен поступить? Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми, и это Иисус Христос прекрасно изобразил в притче о милосердном самарянине. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернется непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних. Беда и нужда другого человека должны моментально поставить этого человека в центр жизни, а нас через сострадание приблизить к нему.

Перед Евангелием все народы во все времена находятся в равном положении. И в наши дни человек может оказаться в ситуации, описанной в притче о милосердном самарянине. В любой день и час перед нашим взором может оказаться человек, нуждающийся в конкретной помощи именно кого-то из нас. И евангельская заповедь «Иди, и ты поступай так же» сделает для нас ближним каждого человека. Милосердное отношение ко всем людям без исключения может в корне переменить жизнь человека. Недаром известный педагог В.А. Сухомлинский обязательно знакомил своих воспитанников с этой притчей.

В. Суриков. Милосердный самарянин.

Если кто-то из вас будет в Картинной галерее Красноярска, то пусть обратит внимание на одну из ранних работ В. Сурикова — «Милосердный самарянин». Пустыня, горы наблюдают картину из человеческой жизни: удаляются проходившие мимо священник и левит, а над израненным человеком склонился милосердный самарянин. Он и стал ближним попавшему в беду человеку.

Так Евангелие отвечает на один из самых жгучих вопросов жизни: кто же мой ближний? Или иначе: как я должен относиться к другому человеку?

Приведите примеры из собственной жизни или известные Вам по книгам и газетам, когда можно было бы сказать, что человек отнесся к ближнему своему в соответствии с этой евангельской заповедью.

Тема 2

Сколько раз прощать?

Первые три Евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки) во многом сходны, они дают совместное параллельное повествование о жизни Иисуса Христа. Они называются синоптическими (от греческого синопсис — сообозрение).

Евангелие от Иоанна заметно отличается от этих трех Евангелий. Оно восполняет синоптические и приводит большее число бесед Иисуса Христа с Его учениками.

Каждый день множество людей открывает и читает Евангелие. Чтобы хотя бы приблизительно представить себе, сколь велико это множество, приведем данные Стокгольмского института перевода Библии о количестве изданий Священных Книг Ветхого и Нового Завета. Только в 1980 году было напечатано около 36 миллионов Библий, 57 миллионов экземпляров Нового Завета и несколько сот миллионов отдельных книг из Библии. Если же учесть, что более всего из числа библейских книг издается именно Евангелие, то можно представить, сколь велико распространение этой Книги на земле. Более чем на 4 тысячах языков и диалектов издается эта Книга.

Никакая другая книга в истории человечества не вызывала столько радости, столько духовных озарений, столько перемен и в то же время столько споров, столько научных исследований, столько гонений на верующих в Евангелие и столько духовных побед.

Одна из причин, почему Евангелие становится Книгой, необходимой множеству людей, заключается в том, что оно открывает связь, существующую между прощением, которое человек дарует ближнему своему, и прощением, которое он сам получает. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что в нашей жизни очень многое зависит от того, умеем ли мы просить прощения и сами прощать других.

В Евангелии человек-грешник представляется как должник, которому Бог Своим прощением отпускает долг. Евангелие — радостная весть о том, что человек может получить прощение от Бога, но условием такого прощения ставится прощение им других людей.

Притча о двух должниках

initial-a«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23-34.

Примечание. Поводом для произнесения этой притчи послужил вопрос одного из учеников Иисуса Христа о том, сколько же раз надлежит прощать другому человеку. Некоторые считали, что прощать следует до трех раз. Апостол Петр спросил: «До семи ли раз?» На это Иисус Христос ответил: «Не говорю тебе: до семи, но семижды семидесяти раз». То есть просто без числа. А затем сказал вышеприведенную притчу, по окончании которой добавил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Динарий — серебряная монета у римлян. По весу и ценности приравнивалась к греческой драхме.

Талант — крупная денежная единица, равная примерно шести тысячам драхм.

Пересказ притчи о двух должниках

Однажды апостол Петр спросил Иисуса Христа:

— Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? Не семь ли раз?

— Не семь раз, — ответил Христос, — а семьдесят раз по семь. Царство Небесное подобно царю, который захотел подсчитать, сколько кто ему должен.

Серебряные динарии, употреблявшиеся в Римской империи во времена Евангельских событий

Привели тогда к царю человека, который был должен десять тысяч талантов серебра, то есть огромнейшую сумму. А поскольку тому человеку нечем было заплатить, приказал царь продать имущество его, а также и семейство его. Взмолился этот должник: «Подожди, государь! Все тебе заплачу». Смилостивился царь, простил ему весь долг и отпустил его.

Вышел тот человек от царя и увидел товарища своего, который должен был ему сто динариев, то есть сравнительно маленькую сумму. Схватил человек своего должника, стал душить его, говоря: «Отдай мне, что должен!» Упал тот на колени и взмолился: «Подожди, все отдам!» Но не захотел ждать этот немилосердный человек и заключил своего товарища в долговую тюрьму. Люди, видевшие это, весьма огорчились и рассказали обо всем этом царю. Тогда государь призвал этого человека и говорит ему: «Злой раб! Я простил тебе твой долг! Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я тебя помиловал?» Разгневался царь и отдал этого человека истязателям, чтобы те добились возвращения долга. Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый от всего сердца грехи и обиды брату, то есть ближнему своему.



Простить и быть прощенным! Разве это не поворот от разделения к единству, от всякой вражды к любви, от немирного состояния к миру?! Простить — это не означает махнуть рукой и перестать обращать внимание на других, в частности на обидчиков. Это не равнодушие и не презрение. Простить и быть прощенным может тот, кто осознает, что прощать или не прощать — это не право человека, а дар человеку от Бога. Если человек не желает или не может простить, то это значит, что он не пользуется этим даром. Если прощаешь, то получаешь исцеление своей страждущей душе. Если не прощаешь, то носишь рану, скорбь, печаль в себе. «Прощение — настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир» (протоиерей Александр Шмеман). Умение просить прощения и прощать необходимо прививать с детства. Прощение — это примирение, воссоединение, возвращающее радость жизни.

Всем известная молитва «Отче наш» тоже находится в Евангелии (от Матфея, гл. 6, стихи 9–13; от Луки, гл. 11, стихи 2–4). В этой молитве есть слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Условием прощения наших грехов служит наше прощение тех, кто нас обидел, огорчил или как-то иначе согрешил против нас.

На Руси с древнейших времен хранится обычай перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощения. Последнее Воскресенье перед Постом так и называется — Прощеное Воскресенье. Старшие у младших, дети у родителей, друзья у своих близких — каждый у каждого просит прощения. В иные дни нам кажется, что это другие друг против друга враждуют, ненавидят друг друга, проливают кровь. В Прощеное Воскресенье мы можем и в себе заметить источник разделения, ненависти и вражды и почувствовать правду слов Ф.М. Достоевского: «Каждый пред всеми за все виноват». И, ощутив ужас отсутствия в мире любви и мира между людьми, мы можем почувствовать нужду в прощении.

Прощение — условие обновления и оздоровления нашей жизни. Верующий в Евангелие не может не прощать, потому что не прощать — намного тяжелее… Десять тысяч талантов и сто динариев. О чем это? Грех-долг ближнего передо мной — это ничтожно мало в сравнении с моим огромным долгом перед Богом. Через притчу о двух должниках Евангелие открывает нам радостную новость: оказывается,. Господь готов простить все наши долги, только бы мы, получая Его милость, могли прощать друг другу.

Конечно, у нас имеются свои представления о справедливости. Кого-то мы, может быть, не считаем заслуживающим прощения. Кого-то не хотим прощать. Но все это еще раз говорит о том, что Евангелие — это Книга особенная, имеющая не человеческую логику, а божественную. На вопрос «Сколько же раз прощать?» эта Книга отвечает: без счета, без предела. По-церковнославянски ответ Иисуса Христа звучит так: «Седмьдесят крат седмерицею».

Почему мы говорим слово «Прощай» при расставании друг с другом? По христианскому обычаю наши предки всегда просили друг у друга прощения, даже если они немного общались между собой. Ведь при общении, при разговоре, при общем деле можно и ненароком обидеть или огорчить друг друга. А наши предки любили и умели хранить мир. Поэтому при расставании они и просили друг у друга прощения, говоря: «Прости меня, Христа ради!» И отвечали: «Бог простит!» — призывая Бога во свидетели искренности прощения и осознавая, что все мы должники прежде всего перед Богом. Видимо, крепко помнили наши предки притчу о двух должниках.

Есть в Евангелии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа, поразительное место. Что, казалось бы, может быть важнее молитвы и жертвоприношения Богу? Но Христос говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (от Матфея, гл. 5, стихи 23–24).

Прощение и примирение, судя по Евангелию, имеют абсолютную ценность. Разве это не открытие для человека?

А тебе, дорогой друг, легко ли прощать своих близких, друзей, посторонних людей, обидевших тебя?

И как ты думаешь, относится ли заповедь о прощении только к нечаянно обидевшим или и к намеренным обидчикам?

Тема 3

Возвращение к жизни

Еще во времена земной жизни Иисуса Христа проповедь Евангелия — Благой Вести — связывалась с покаянием. У евангелиста Марка об этом говорится в первой главе: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (от Марка, гл. 1, стихи 14–15).

Как уже говорилось выше, написанию известных Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна предшествовала устная евангельская традиция, то есть устная проповедь апостолов о Христе, Его жизни, учении, чудесах. Именно на проповедь Евангелия послал Христос апостолов: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (от Марка, гл. 16, стих 15), «во всех народах» (от Марка, гл. 13, стих 10). Проповедь апостолов, то есть посланников Иисуса Христа, привела, в частности, к тому, что «многие начали составлять повествования» о Христе, как пишет в начале своего Евангелия святой Лука. Тогда рассудилось и самому Луке «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» написать некоему Феофилу об основах христианского учения, в котором он уже был наставлен.

По некоторым, казалось бы, частным обстоятельствам записали свою проповедь Евангелия и другие апостолы — Матфей, Марк и Иоанн. Предполагается, что Евангелие от Матфея было написано раньше всех — в 50-60-е годы первого столетия христианской эры. Евангелия от Марка и Луки несколько позже, но до разрушения Иерусалима, то есть до 70 года. Евангелист Иоанн писал свое Евангелие, будучи уже глубоким старцем — в конце первого столетия.

Эти четыре евангельских записи сразу же стали широко распространяться среди первых христиан. Их всегда читали на богослужебных собраниях. Собирались же христиане не реже раза в неделю — и обязательно в ночь с субботы на Воскресенье, когда они пели пасхальные христианские песнопения, то есть славили Воскресение Иисуса Христа. Росло число христианских общин, и каждой новой общине требовался текст Евангелия — этой радостной Вести о Воскресении Христа.

В конце первого и во втором столетии эти Евангелия уже цитируют древнехристианские писатели. Именно эти четыре Евангелия имеют апостольский авторитет: все христианские общины признают, что они вышли из-под пера учеников Иисуса Христа Матфея и Иоанна — из числа 12-ти ближайших апостолов, а также Марка и Луки — из числа 70 других посланников Христа. Другие записи евангельской истории такого авторитета в Церкви никогда не имели, даже если им кем-то приписывалось авторство апостолов Христа, например Петра или Фомы. Исследователям древнехристианской письменности известны многочисленные тексты с изложением евангельских событий. Некоторые из них были известны и писателям Древней Церкви. Но только четыре Евангелия получили общецерковное признание.

Когда апостолы Иисуса Христа проповедовали о Христе, то люди, поверившие их проповеди, спрашивали их: «А что нам делать?» На это посланники Христа отвечали: «Покайтесь!» (Книга Деяний Святых Апостолов, гл. 2, стих. 38). С призыва к покаянию начинается Евангелие от Марка. Что же такое покаяние?

Притча о блудном сыне

initial-a«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32.

Примечание. По наследственному праву того времени младший сын по смерти отца получал половину того, что отходило в пользу старшего сына.

Просьба младшего сына была очень дерзкой, но любящий отец удовлетворил ее.

Пасти свиней, по мнению иудеев, было самым низким занятием, так как свиньи считались нечистыми животными.

Рожки — стручки одного из растений в Палестине.

Перстень и обувь — знаки свободного человека; рабы ходили босыми.

Пересказ притчи о блудном сыне

У некоторого человека было два сына.

— Отец! — сказал младший сын. — Отдай мне мою часть наследства.

Разделил отец свое имение. А через несколько дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и промотал там свою долю в распутной жизни. Вскоре в той стороне настал великий голод и младший сын оказался в великой нужде. Тогда он нанялся к одному из жителей той страны пасти свиней. Сильно голодал младший сын, так что рад бы насытиться и той пищей, которую ели свиньи, но никто ему не давал. Наконец опомнился он, пришел в себя и сказал:

— У моего отца и наемники имеют избыток в хлебе, а я здесь умираю от голода! Пойду к отцу моему, покаюсь, скажу ему: «Отец! Согрешил я и против неба, и против тебя. Понимаю, что недостоин называться сыном твоим. Возьми меня хотя бы в число наемников твоих!».

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына

Решительно встал он и пошел к отцу своему. Тот увидел его еще издалека, побежал к сыну навстречу, обнял его и стал целовать его.

Сын говорит:

— Отец! Я согрешил и перед небом, и перед тобой! Я недостоин называться сыном твоим.

Отец же стал сразу отдавать распоряжения своим слугам:

— Несите сюда лучшую одежду, обуйте его и дайте перстень на руку его! И скорее заколите откормленного теленка, чтобы нам устроить пир и веселье, потому что сын мой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся!

И началось веселье.

Старший же сын был на полевых работах. Возвращаясь домой, он услышал пение в доме и ликование. Подозвав одного из слуг, он спросил:

— Что это значит?

— Твой брат вернулся здоровым, и поэтому отец твой велел заколоть теленка.

Осердился старший сын, так что не захотел даже войти в дом. Отец, узнав об этом, выйдя из дома, стал звать его. Но тот говорил в ответ:

— Столько лет я служу тебе и во всем был тебе послушен. Но ты даже козленка не дал мне зарезать, чтобы я мог повеселиться со своими друзьями. А когда этот сын твой, промотавший свою долю, возвратился, то ты и теленка откормленного не пожалел для пира.

— Сын мой! — отвечал отец. — Ты всегда со мной, и все мое — твое. Теперь же время радоваться и веселиться о том, что брат твой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся.


Христос рассказал житейскую историю о том, как ушел из дома младший сын, в праздности промотал наследство, начал терпеть нужду и голод, нанялся на низкую работу и едва не умер от голода. Но, дойдя до отчаянного положения, очнулся и вдруг вспомнил отчий дом. В нем совершился переворот, и он решился возвратиться и даже приготовил исповедь отцу. Но встреча превзошла ожидание блудного сына. Отец издали увидел его, потому что ни на один день, ни на один час не забывал о своем сыне, сам выбежал ему навстречу и не дал договорить исповеди, возвратил ему все знаки сыновнего достоинства и по случаю возвращения домой своего младшего сына устроил пир.

Страшная и горестная история. Актуальная, наверное, для всех времен и особенно для нынешнего времени. Притча о покаянии и всепрощающей отцовской любви. Дважды в притче приводятся слова: «Был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся!»

Что же такое покаяние? Нередко покаяние отождествляют с исповедью. Но это не совсем верно. Слова, которые блудный сын собирался говорить отцу и которые успел сказать, — это его исповедь. А покаяние — значит перемена, изменение в лучшую сторону. Греческое слово «метания», с которого переведено славянское «покаяние», означает перемену ума, перемену мыслей и чувств, обращение от худшего к лучшему, то есть нравственную перемену. Евангельский призыв «Покайтесь!» означает буквально: «Переменитесь!» Покаяние не может быть легковесным. Оно может быть трудным, длительным, но не лживым. Оно или есть, или его нет, как возвращение блудного сына. Покаялся — значит вернулся в отчий дом, переменил жизнь, или, как говорит Евангелие, «был мертв — и ожил», то есть возвратился к жизни.

Вовремя опомнился блудный сын, не погиб до конца и переменил свою жизнь. Кто может изъяснить радость отца?! Но вот — старший сын. Он даже не говорит «брат мой», а говорит отцу: «сын твой». Почему же он не хочет разделить радости отца? Почему вместо радости — негодование? Можно вспомнить и другие евангельские места: Иисус Христос так милостиво принимал обращающихся грешников, что иные люди даже смущались этим. У них было свое представление о справедливости.
В Евангелии имеется целый ряд свидетельств о том, что именно через покаяние (перемену, обращение, возвращение) наступала радость. Ведь Евангелие — Радостная Весть. Разве трудно представить радость родителей, когда в дом возвращается ребенок, который, казалось, уже безвозвратно утрачен? Недаром великие живописцы обращались к этой евангельской притче. Можно вспомнить хотя бы картину Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Трудно понять эту притчу, если смотреть на нее только со стороны и думать, что с тобою этого никогда не случится. Покаяние человека всегда есть возвращение в отчий дом, оно всегда радость, ибо человек возвращается к жизни. Тогда становится понятным и то, что грех — это не просто нарушение каких-то предписаний, а разрыв жизненных связей, уход из лучшей жизни в худшее состояние. А покаяние — перемена к лучшей жизни. И возвращение в отчий дом — это общая радость.

Дорогой друг! Посмотри на картину Рембрандта и постарайся пересказать притчу о блудном сыне.

Тема 4

Евангельская справедливость

Древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам символы — ангела, льва, тельца и орла, взятые из Священных Библейских Книг (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10; Апокалипсис, гл. 4, стих, 7). Эти символы отображают различные стороны служения Иисуса Христа. Ангел (в переводе с греческого — вестник, посланник) при евангелисте Матфее символизирует служение Иисуса Христа как посланника Божия в мир для спасения людей. Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. В христианской литературе Христос именуется Царем славы. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное служение Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву на Кресте за спасение людей. Орел при евангелисте Иоанне Богослове знаменует духовную высоту учения о Божестве Иисуса Христа, раскрываемого в Евангелии от Иоанна.

Будучи сначала устным свидетельством о жизни и учении Иисуса Христа, Евангелие, записанное этими евангелистами, стало драгоценнейшим письменным христианским свидетельством о Христе, но от этого не лишилось своего первоначального назначения. Для христиан оно остается радостной вестью о новой жизни. Один из признаков этой новизны — особый взгляд на справедливость.

Притча о работниках в винограднике

initial-a«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, начали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Евангелие от Матфея, глава 20, стихи 1–16.

Примечание. Счет времени в притче используется такой, какой был принят в Палестине во времена земной жизни Иисуса Христа. Двенадцать дневных часов отсчитывались от восхождения солнца до заката. Третий час примерно равнялся нашему девятому часу утра. Шестой — соответствовал полудню. Девятый час — нашему третьему часу дня. Одиннадцатый час соответствовал пятому часу пополудни.

Динарий составлял обычную плату рабочим за один день.

Пересказ притчи о работниках в винограднике

Один человек, владевший участком земли, вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник. Он сговорился с ними платить им по динарию за день и послал их работать. Часов около девяти утра он проходил мимо рыночной площади и увидел других работников, которые стояли без дела. И он сказал им:

— Идите в мой виноградник, я заплачу вам, что положено. И они пошли трудиться в виноградник.

Опять выйдя около полудня и потом около трех часов, он поступил так же. Наконец, выйдя около пяти часов вечера, почти к самому концу рабочего дня, он нашел еще работников, стоящих без дела.

— Что вы стоите здесь целый день праздно?

— Никто не нанял нас.

— Идите и вы в мой виноградник, я вам заплачу.

Когда же настал вечер, хозяин сказал тогда своему управляющему:

— Позови всех работников и отдай им плату, начиная с последних и кончая первыми.

Те, которые пришли вечером, позднее всех, получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но им также заплатили по динарию, и работники стали роптать на хозяина:

— Эти последние работали всего один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Хозяин же сказал одному из роптавших:

— Друг! Я не обижаю тебя. Разве не за динарий ты договорился со мною? Возьми свое и иди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен распорядиться тем, что мне принадлежит? Или у тебя глаза завистливые оттого, что я добр?

И закончил Иисус Христос притчу такими словами: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, но мало избранных».


Справедливость воздает должное каждому. По естественному праву справедливость в конечном итоге сводится к некоему равенству между людьми при обмене или распределении чего-либо. Старший сын в притче о блудном сыне, конечно же, считал, что отец весьма несправедлив к нему. Работники, трудившиеся весь день, считали, что с ними обошлись также несправедливо.

Но хозяин виноградника из притчи сравнял первых с последними и последних с первыми. В чем же тогда праведное возмездие? По правде Божией, в том, — говорит притча, — что равная плата может зависеть просто от самой доброты и благости Верховного Домохозяина. Евангелие, как бы не считаясь с нашими обыденными представлениями о справедливости, открывает нам нечто совершенно новое — правду в смысле милости и благоволения. Тем самым совершенно меняется смысл справедливости.

Бог являет правду Свою ничем не обусловленными благодеяниями, которые могут распространяться на любых людей, на весь мир. Причем эти благодеяния могут превосходить во всех отношениях то, что человек вправе ожидать. Все в мире — дар человеку от Бога. Благо, по существу принадлежащее Богу, становится нашим, не переставая быть небесным благом.

Противопоставляя этому свои представления о правде и справедливости, человек не может воспринять Божию правду — милость.

В жизни нередко бывает так, что последние совершенно сравниваются с первыми или последним отдается преимущество. Но не то говорит притча, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, а то, что может быть и так, как случилось в притче. Милость может оказаться сверх всякого ожидания. И разве это не источник и причина для радости?

Дорогой друг! Вспомни, не приходилось ли тебе самому испытывать чувство огорчения в обстоятельствах, подобных описанным в притче? И как ты вышел из этой ситуации? Как ты думаешь, каковы нравственные истоки зависти — одного из самых мучительных и разрушающих человека чувств? Как можно избавиться от этого недуга?

Тема 5

Таланты

Апостолы Иисуса Христа проповедовали о своем учителе и Его учении разным народам Европы и Азии. И Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, с древнехристианских времён стали переводиться с греческого языка на языки других народов. Ученым известны евангельские тексты, переведенные уже во II и III веках.

Для нас самым драгоценным переводом Евангелия является церковнославянский перевод, осуществленный в 863 году святыми братьями Кириллом и Мефодием, просветителями славян. Самым драгоценным, потому что с него началась славянская письменность. Давайте вспомним, как появились наши буквы, книги, школы, библиотеки? Откуда произросло литературное богатство Древней Руси? Где истоки и источники славной русской литературы?

В ответ мы должны вспомнить миссионерскую деятельность святых Кирилла и Мефодия. «В начале бе Слово» — начертал славянскими буквами первые слова Евангелия от Иоанна святой Константин (так звали до монашеского пострига Кирилла).

Святые братья перевели с греческого на славянский язык не только все Евангелие, но и почти всю Библию, а также много христианских молитв. Чудесный талант святых братьев проявился в том, что славяне получили письменность сразу в тех зрелых и совершенных формах, которые в греческом языке вырабатывались столетиями.

Творения святых Кирилла и Мефодия послужили тем основанием, на котором созидалось величественное здание славянской письменности и культуры.

Современный русский текст Евангелия был создан в XIX веке. Но в Русской Православной Церкви на Богослужении до сих пор употребляется церковнославянский язык. Почему? Замечательный ответ можно найти у М.В. Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».

Притча о талантах

initial-a«Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30.

Примечание. Во времена земной жизни Иисуса Христа высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряный. В притче речь идёт о серебряном таланте. У евреев талант равнялся 6 тысячам драхм. Подобно всем прочим монетам талант изменялся в своей ценности в различные времена и в различных местах. В Священном Писании слово «талант» чаще относится к весу, который применялся для металлов: талант золота, серебра, свинца, меди.

В «Толковой Библии», изданной в 1913 году, приводится пересчет таланта на фунты стерлингов по курсу того времени: один талант был равен примерно 234 фунтам стерлингов. В любом случае — талант представлялся слушателям притчи как большое количество серебра.

В настоящее время делаются новые попытки переводов Евангелия на русский язык. Но перевод священных текстов оказался делом весьма непростым. Ведь за каждым евангельским словом древних переводов стоит своя культурная традиция, и пренебрежение этой традицией может привести к невосполнимым утратам.

Например, в 1989 году в Вене была издана книга «Благая весть от Бога» («Новый Завет: перевод с греческого текста»). Перевод был сделан без учета того, какой след в культурной традиции Руси оставили прежние переводы. В этом издании притча Иисуса Христа о талантах приводится под названием «Притча о мешках с серебром». В изложении притчи слово «талант» вообще не употребляется. И хотя мы знаем, что талант — это действительно мешок с серебром, для нас это слово имеет куда более значимый смысл.

Пересказ притчи о талантах

Иисус Христос чаще всего именовал Себя Сыном Человеческим. И, желая показать ученикам Своим, которые верили в Него как Сына Божия, что каждому человеку надлежит дать ответ в том, как он воспользовался полученными дарами, сказал такую притчу.

Сын Человеческий поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и раздал им серебро: одному пять талантов, второму — два, а третьему — один талант. Каждому дал, учитывая и зная его способности.

Первый пошел и употребил в дело полученные пять талантов и таким образом приобрел еще пять. Точно так же удвоил полученное и тот, кто получил два таланта. А третий взял да и закопал в землю серебро, полученное от господина своего.

Спустя долгое время приходит господин их и требует отчета в том, как они употребили полученные деньги. Получивший пять талантов принес другие пять и за это услышал одобрение господина своего:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Будем вместе радоваться.

Таким же образом отчитался и второй раб, удвоивший два таланта. И он получил такое же одобрение господина.

Подошел, наконец, и получивший один талант. Он сказал господину:

— Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Убоявшись, я закопал твой талант в земле. Вот тебе твое.

— Лукавый и ленивый раб! — воскликнул господин. — Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Поэтому тебе надлежало отдать серебро мое торгующим, и оно вернулось бы с прибылью. Возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов! Пусть у имеющего приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он думает, что имеет. А негодного раба предайте наказанию.

Имеющий уши — пусть слышит.


Талант — это Дар. Религиозный человек осознает таланты как дарования от Бога. Иной человек считает, что талант — это дар природы или унаследованный от родителей дар. Но в любом случае слово «талант» напоминает нам, что каждый из нас получил и получает, а также об ответственности за полученное. Слова «талант», «талантливый», «не зарывай таланта» свидетельствуют об этом.

Жизнь, здоровье, способности умственные и физические, духовные дарования — все это таланты, вручаемые человеку. Одному больше, другому меньше, но всем для приумножения. Однако к таланту нужно приложить труд, усилия, чтобы приумножить его. Эта притча направлена против всякой косности, лености, праздности и застоя. Всегдашнее движение вперед, непрерывная деятельность и работа над собой — в этом главный призыв притчи.

Притча о талантах содержится в 25-й главе Евангелия от Матфея, где в притче о десяти девах и в повествовании о грядущем Страшном Суде также говорится об ответственности человека за свою жизнь, за данные ему таланты, за его отношение к ближнему. Жизнь — драгоценный дар. Не бессмысленно ли мы тратим его?

Итак, человеку требуется постоянная работа над собой, чтобы развивать дарованные Богом таланты. Об этом всегда напоминает притча о талантах. И ещё очень важно научиться видеть талант или, лучше сказать, многие таланты другого человека.

Тема 6

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Как дошел до нас текст Евангелия? Евангельские записи апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна постоянно читались на богослужебных собраниях христиан. Эти записи были письменными свидетельствами учеников Христа. В книгах Нового Завета слова «свидетель», «свидетельство» можно назвать ключевыми словами. Апостолы устно и письменно свидетельствовали о жизни, учении, чудесах Иисуса Христа. А самое главное — о Воскресении Христовом, о победе жизни над смертью, о том главном обещании, которое оставил людям Христос. Если следовать за Христом, можно будет преодолеть смерть, как преодолел ее Он Сам. Это и есть радостная, спасительная новость Евангелия. Смерть можно победить! Христос победил смерть! Христос воскрес!

Воскресение Христово (Сошествие во ад). Икона XV в.

На иконе Воскресения изображается Христос, сходящий в ад. Своей победой он освобождает людей из плена смерти и выводит их из ада.

Ученики Христа свидетельствовали о Воскресении Христа не только проповедью, но и жизнью, и даже своей смертью. Почти все они пострадали за эту проповедь, то есть стали мучениками за Христа. На греческом языке слово «мартис» означает одновременно и ‘мученик’, и ‘свидетель’. По словам священника Павла Флоренского, «мартис» в христианском смысле не есть просто свидетель истины, как не есть и просто страдалец за истину, а есть такой свидетель, который свидетельствует своими страданиями, и такой страдалец, чьи добровольные страдания вытекают из самого содержания его свидетельствования».

Евангелисты — свидетели Иисуса Христа, Его жизни и учения. Церковь хранит Евангелие как драгоценнейшее свидетельство о Христе, которое подтверждалось не только преемственностью христианских поколений и передачей тщательно сохраняемого текста, но и высокой духовной жизнью самих свидетелей. Для христиан Евангелие всегда являлось свидетельством Благой Вести о новой жизни, которую, как бесценный дар, дал людям Христос.

Притча о мытаре и фарисее

initial-a«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!». Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10–13.

Примечание. Эту притчу Иисус Христос сказал, обращаясь к тем людям, которые были уверены в своей праведности и уничижали других. И завершил притчу Иисус Христос словами: «Сказываю вам, что сей (то есть мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». По-церковнославянски этот стих звучит так: «Всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется».

Мытарь — это славянское слово, означающее сборщика налогов. Мытарей окружали презрением в те времена. Фарисей — ревнитель точного исполнения предписаний религиозных законов. Внешнее исполнение предписаний нередко приводило к лицемерию, которое обличал Христос.

Пересказ притчи о мытаре и фарисее

Тем, кто считал себя праведником и унижал других людей, Иисус Христос однажды рассказал такую притчу:

Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей — строгий ревнитель закона, а другой — мытарь, то есть сборщик налогов. Фарисей стал говорить про себя:

— Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть от всего дохода моего.

А сборщик налогов стоял в стороне и не осмеливался даже глаз поднять к небу. Он только бил себя в грудь и говорил:

— Боже, будь милостив ко мне, грешнику!

Говорю вам, — закончил притчу Иисус Христос, — что мытарь более оправдан пред Богом, чем фарисей, потому что всякий сам возвышающий себя, будет унижен, а смиряющий себя — возвышен.


Разве мы не говорим: «Я не такой, как прочие люди»? Или: «Я не такой, как тот человек»? Всего несколько слов Евангелия вскрывают ситуацию, которая может быть отнесена ко всякому времени, к самым различным обстоятельствам нашей жизни. В этой притче излагается непривычный для современности взгляд на достоинство человека. Что часто лежит в основе наших поступков? Самопревозношение, самоутверждение, чувство собственного достоинства. В чем же достоинство человека?

В замечательной книге С.С. Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы» (М.: «Наука», 1977) этой теме посвящена целая глава, которая так и называется: «Унижение и достоинство человека». Евангелие провозглашает абсолютные ценности. «Абсолютная ценность требует абсолютной заинтересованности», — пишет С.С. Аверинцев. И тогда становится более понятен путь христианской жизни: человек, сотворенный по образу Божию, призван к абсолютному совершенству. Но грех затмил образ Божий, и нет другого пути для грешника, как только правильно думать о себе (пример тому — мытарь кающийся). Если мы не принимаем этот путь, то неизбежно нас ждет бахвальство, гордыня, презрение к другим. И тогда становится понятной боль поэта Бориса Пастернака, когда от имени Гамлета он восклицает: «Все тонет в фарисействе».

Страшно, когда фарисейство объявляется нормой, а смирение — унижением человека. Мы привыкли слышать: «Человек — это звучит гордо!», «Гордимся своими успехами!» Но если о человеке скажут: «Какой гордец!» — тогда сразу спадет вся привлекательность этого слова.

Протоиерей Александр Шмеман в своих «Воскресных беседах» писал: «Притча Христа (о мытаре и фарисее) ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь. И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это уважение к другому и это умение мужественно признать себя несовершенным, раскаяться и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…»

Пост в церковных книгах называется: «весна духовная». За три недели до начала Великого поста, ведущего к светлому празднику Пасхи, в храме читается притча о мытаре и фарисее — как самое первое напоминание Церкви о грядущем Посте.

Дорогой друг! Не случалось ли тебе осудить другого человека, перечисляя свои достоинства?

Тема 7

Доброе семя

Евангелие. 1688 г. Москва

Для православных христиан Евангелие является самой драгоценной книгой. В алтаре оно кладется на престоле, то есть на самом святом месте. Перед чтением Евангелия церковный хор поет славословие Богу: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Во время чтения Евангелия все молящиеся в храме в знак почтения и внимания всегда склоняют свои головы. Накануне Воскресного дня на вечернем богослужении всегда читается повествование о Воскресении Иисуса Христа. И во время службы Евангелие выносится из алтаря и полагается в середине храма на особой подставке — аналое. Молящиеся подходят, крестятся и целуют Евангелие. На обложке Евангелия обычно изображается Воскресение Христово. Старинные богослужебные Евангелия на Руси украшались серебром и драгоценными камнями. Их вес иногда достигал полутора пудов. К этой Книге всегда было особое отношение.

Самые древние Евангелия на Руси — это Остромирово Евангелие (1057 год) и Архангельское Евангелие (1092 год). Эти Книги — великие святыни Руси. Древние рукописные Евангелия являются вершиной книжного искусства Древней Руси.

В домах православных христиан Евангелие хранится также в особом, святом месте, обычно под иконами. После чтения этой Книги верующие в знак благоговения целуют ее.

Евангелие — Книга жизни. Другое название этой Книги — Слово Божие.

Притча о сеятеле и семени

initial-a«Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался Иисус без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Евангелие от Марка, глава 4, стихи 3–20.

Пересказ притчи о сеятеле и семени

Однажды Иисус Христос сказал такую притчу:

Вышел сеятель в поле и стал сеять семена. Одно зерно упало при дороге, и налетевшие птицы поклевали его. Другое упало на каменистую почву и быстро взошло, но засохло без влаги. Третье было заглушено сорняками. А иное упало на добрую землю и принесло большой урожай. Имеющий уши слышать, да слышит!

А когда Иисус Христос остался без народа, тогда ученики и другие окружающие Его люди спросили Его о значении притчи.

Семя есть слово Божие, — сказал Спаситель. — Семя, взошедшее у дороги, где могут проходить все и вытаптывать его, — это сказано о тех, которые слышат слово, но не воспринимают его глубоко. Семя на камне — это о тех, которые с радостью принимают слово, едва услышав. Но нет в них корня, они непостоянны; когда наступает гонение за слово, они соблазняются и отрекаются. Семя среди сорняков — это сказано про тех, которые слушают слово, но заботы житейские и обольщение богатством, как сорняки, все заглушают.

Семя, упавшее на добрую землю, — это о тех сказано, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и в терпении приносят великий плод.


Эту притчу истолковал Сам Иисус Христос. Она занимает особое место в Евангелии, потому что раскрывает один из основных законов духовной жизни человека — закон духовного роста. Не все посеянное дает плод. Это известно всякому.

Семя — это слово. А почва — душа человека… Один слушает, да не слышит. Душа иного похожа на каменистую почву. У другого усилились в душе сорняки. Если дать им волю, они заглушат все доброе. А как земледелец, бросив доброе семя в землю, оберегает пашню от вытаптывания, от сорняков! Человеку нужны постоянно бодрствующий глаз и великое терпение, чтобы произрастить много добрых плодов.

Имеющий уши, да слышит!

Дорогой друг! То, что мы видим, слышим в жизни, — это тоже сеяние в нас различных семян. С каким полем можешь ты сравнить свое сердце?

Заключение

Иисус Христос начинал учить людей притчами.

И мы познакомились с некоторыми из них. Исчерпывают ли они евангельское учение? Конечно же, не исчерпывают. В Евангелии содержатся также повествования о Рождестве, о Крещении Иисуса Христа, Нагорная проповедь, в которой излагаются Его заповеди. В Евангелии содержатся описания чудес, совершенных Иисусом Христом, повествования о последних днях Его земной жизни, о распятии, крестной смерти и Воскресении.

В Евангелии можно прочитать повествование о том, как 12-летний Отрок Иисус отстал от Матери в Иерусалиме, как Его близкие родственники и жители родного города не хотели верить в Его Божественное достоинство, как Он бывал в гостях у друзей, у фарисеев, у мытарей. Евангелие рассказывает нам, как Он удивлялся, как чувствовал сострадание к несчастью других людей, как плакал. Его не боялись дети, свободно подходили к Нему, и Он останавливал учеников, когда те хотели отогнать детей, якобы мешавших Христу.

Он беседовал со всеми людьми, Ему нравились полевые цветы. Он наблюдал, как жители Палестины засевали свои поля, как пастухи гнали стада овец, как рыбаки добывали себе пропитание тяжким трудом. Ему были знакомы палестинские дороги. Он видел множество нищих, больных, прокаженных. Для Него не было мелочей, и Он замечал все события и обстоятельства жизни окружающих людей и мог сделать их значительными. Его притчи взяты не из книг, а из окружающей жизни.

Эта жизнь, может быть, во многом не похожа на нашу /strongжизнь. Но, несмотря на разницу во времени и в нравах, люди из Евангелия не так уж и отличаются от нас. У них были похожие проблемы, у них были похожие на наши духовные запросы и потребности. Поэтому Евангелие — Благая Весть — может стать близкой и радостной для каждого из нас.

В Евангелии записано, что Иисус Христос, являясь Своим друзьям и ученикам после Воскресения, прежде всего говорил им: «Радуйтесь!»

Дорогой друг! Пусть эта встреча с Евангелием будет для тебя тоже новой радостью!

Материал подготовлен учителем высшей категории
Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского,
магистром богословия протоиереем Борисом Пивоваровым