Великое имя России

Юрий Аркадьевич Фабрика

ДОКЛАД на XXIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтениях 1 декабря 2020 г.

Доклад Ю.А.ФабрикиВаше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Никодим!
Уважаемое священство!
Уважаемые руководители и представители общественности города Новосибирска и Новосибирской области!
Уважаемые участники Чтений!
В истории каждого народа есть события, имена, которые со временем не исчезают и не стираются. Напротив, становятся все более почитаемыми, передаются из поколения в поколение как самое дорогое наследие.
Среди национальных героев России особое место занимают святые воины — властители Земли Русской, военачальники и мученики-воины — жизни свои за Веру и Отечество положившие. К их числу относятся покровители русского воинства Георгий Победоносец и Иоанн Воин, Дмитрий Солунский, Илья Муромец, и Федор Стратилат. К святым воинам причислены и князья-полководцы Дмитрий Донской, святой князь Владимир и его сыновья Борис и Глеб, князья Михаил Тверской и Михаил Черниговский и многие другие.
Наиболее известным среди них по праву считается великий полководец и государственный деятель Древней Руси, благоверный князь и святой воин Христов Александр Невский, вся жизнь которого была подвигом во славу русского оружия, во имя Земли Русской и Православной веры.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Эпоха Александра Невского

Александру выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, в самое трагическое время в истории Руси, последовавшее за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.
В этот драматический период (XII — начало XIII века) Русь оказалась на грани катастрофы: она подверглась ударам с двух сторон — со стороны католического Запада и со стороны монголо-татар, это было время беспрерывных междоусобных войн.
Долгая междоусобная война обескровила страну, поссорила друг с другом удельных князей. В гражданской войне гибли лучшие воины, от постоянных набегов страдал народ — крестьяне и ремесленники.
Увлеченный борьбой за киевский престол, князья не заметили опасности, подошедшей вплотную к восточным границам Руси. Воинственные и безжалостные монголы, покорив все государства и народы центральной Азии готовились продолжить свои завоевания на запад, а Русь оказалась у них на пути. Русские князья не сумели оказать организованное сопротивление. Большинство князей со своими дружинами погибли в неравном бою, так и не сумев помириться друг с другом и объединиться…
Русь превратилась в пепелище. Города и крепости были разрушены, лучшие воины погибли. Только Новгород и Псков, отделенные полосой непроходимых лесов и болот, избежали разрушения и опустошения от полчищ Батыя, обрушившегося зимой 1237–1238 года на Русь. Но большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239).
Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.
Пока русские сдерживали натиск монголов и спасали европейские страны от разорения, Дания, Швеция и Германия, направляемые римскими папами, начали экономическую, а затем и военную агрессию против новгородско-псковской Руси. Эти противники были более опасны, чем монголы. Кочевники довольствовались данью, а западные феодалы стремились захватить и поделить русские земли, а самое главное, искоренить Православие и насадить веру католическую.
…В этот грозный час Господь воздвиг на спасение Святой Руси князя Александра.

Происхождение Александра

Александр Невский — сын великого князя Ярослава II (1218–1263), получил превосходное по тому времени воспитание. В Новгороде прошло его детство, в Новгороде он освоил ратное ремесло, науку управления, здесь княжил, здесь шло его становление как государственного деятеля. Новгородская земля, которая была духовным центром Древней Руси, выпестовала сильного, целеустремленного, мужественного человека, мудрого политика, в котором гармонично соединились многие таланты.
Видный мужчина: известно, что он был высоким — «паче иных человек» – и обладал громким убедительным голосом, «аки труба в народе». А также — достойный сын достойных родителей, воспитанный на примере своих великих предков и унаследовавший их лучшие качества.
Этот новгородский князь станет разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни одного сражения.

Полководец (князь стратегического назначения)

Доблестный воин: не случайно еще до того, как, как назвать «Невским», его звали «Храбрым». Шестнадцатилетним юношей он взял на себя бремя служения Родине, и с тех пор он не опускал меча, и не знал поражений. Александр Невский, выдающийся полководец, защищая северо-западные рубежи Руси, одержал ряд побед над литовцами, шведами, немцами.
Главные победы Александра — политика и воина:

  • 1240 г. — победа над шведами в устье Невы. Сорвана попытка Швеции закрепиться на землях Новгорода.
  • 1242 г. — победа над войсками Ливонского ордена на Чудском озере. Финал большой войны — Орден отказался от всех завоёванных новгородских земель и уступил часть Латгалии.
  • 1252 г. — поход Александра за полярный круг. Финляндия отвоёвана у Швеции. Шведы в течение 25 лет (срок по тем временам гигантский! — Ю.Ф.) не нарушают русские границы.
  • 1256 г. — Александр по итогам поездки к Батыю заключает с Ордой союз и добивается привилегированного положения для Руси. Русь сохраняет свои государственные структуры, управление и законы.
  • 1261 г. — по личной просьбе Александра в столице Орды создается православная епархия.
  • 1262 г. — Александр добивается у хана Берке отмены «налога кровью» – с этих пор Русь не обязана предоставлять монголам людей для войска.
  • Его полководческое мастерство опиралось на большой опыт, знания, глубокую веру православную.

    Невская битва

    Победа над шведскими захватчиками 1240 году в обстановке нашествия ордынцев имела большое политическое значение. Она наглядно показала возможность успешной борьбы с врагами Отечества.
    Невская победа имела важное и стратегическое значение, создав предпосылки и для успешной борьбы с немецкой агрессией.
    Это сражение было первым по-настоящему серьезным испытанием для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!».
    Девятнадцатилетний Александр получил именно за эту победу прозвище Невский.

    Чудское озеро

    Битва на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, в которой воины святого князя Александра наголову разбили рыцарей тевтонского ордена, положила конец католической военной экспансии на Русь, направляемой и поддерживаемой Ватиканом, и осуществляемой королями Дании и Швеции и немецкими крестоносцами.
    Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории.
    Александр Невский действовал мечом, и действовал так, что по словам Костомарова, «немцы навсегда оставили мысль поработить северные русские земли и подвергнуть их участи земель прибалтийских славян». Поражение немцев на Чудском озере 5 апреля 1242 года отстрочило их наступление на Восток — Drang nach Osten, — которое было лейтмотивом немецкой политики с 1202 по 1941 год.
    Поражение запада в Ледовом побоище было столь ощутимым, что европейские государи надолго забыли свои притязания на северные русские земли, а Россия, избавившись от опасности с запада и, сохранив свою независимость, смогла накапливать силы для дальнейшей борьбы с монгольской Ордой за свою независимость.
    В 22 года Александр стал одним из самых знаменитых князей русской истории. Страна, только что потерпевшая страшное поражение от монголов, в его лице одержала две блистательные победы.
    Во время войны с немцами начались набеги на новгородские земли литовцев. В 1245 году Александр в двух сражениях разбил литовских князей — «семь ратей одним выездом».

    Дипломат

    Но не только оружием грозил он врагам России. Основой политики Александра Невского был не столько меч, сколько умелая дипломатия.
    Он предпринял первые шаги для развития взаимовыгодного торгово-экономических и духовно-культурных связей со всеми странами Евразии.
    Между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия (провозглашенного в 1259 году новгородским князем) «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже через сто шестьдесят лет, в 1420 году).
    Именно Александр Невский заключил первое в русской истории соглашение с представителями Ганзы — «предшественника» нынешнего Европейского экономического сообщества.
    Отразив военное нападение с Запада, Александр одновременно защитил православие от католической экспансии.
    Величие святого Александра Невского было столь очевидно, что даже Рим признал в нем самого сильного, самого могучего русского князя и направил к нему своих послов, предлагая ему коронацию от папы Римского и императорский титул в обмен на выражение своей верности Риму.
    Известна переписка Невского с римским папой Иннокентием IV и визит к Александру кардиналов Галда и Гемонта (1248 г.). Суть переписки сводилась к тому, что папа склонял князя к перемене веры, предлагал союз против монголов под главенством папства. Была обещана вся мощь крестоносного войска в борьбе против татар, королевская корона и «всемирная слава под сенью Римского престола». Иными словами, Русь предполагалось превратить в поле битвы внешних сил с одновременным неизбежным религиозным конфликтом внутри страны и её элиты. Александр после совета с православными «мудрецами» наотрез отказался. Князь ответил папским послам: «От вас учения не приемлем».
    Принятие сомнительных посулов Рима противоречило как религиозным чувствам Александра, так и здравому политическому смыслу.
    Князь понимал — принятие условий папы означало, что Русь добровольно отказалась бы от своей идентичности, а русские стали бы расходным материалом в битвах с монголами. Всё вместе привело бы к исчезновению государства, народа и даже языка в течение двух-трёх поколений.
    Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
    Именно князь Александр дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.
    Александр оказался дальновидным политиком, способным не только предотвратить распространение опасной для Руси католической идеологии, но и обезопасить Русь от ордынского хана.
    Александр видел бессмысленность борьбы обессиленных княжеств против превосходящих сил Орды.
    Разорённая и утопающая в своих раздорах и на юге, и на северо-западе (даже после Батыева нашествия) Русь не могла ничего противопоставить своим врагам на востоке.
    Александр Невский проявил талант дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой.
    Вообще его правление — это оборона и сбережение того, что осталось после монгольского нашествия. Главный ресурс, конечно, люди — их нужно было сберегать в первую очередь.
    Среди желающих сделать русский народ расходным материалом в войнах были, разумеется, и монголы. Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью» — молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь уже испытала это на себе — несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.
    Если бы так продолжалось хотя бы полвека, то Русь была бы вычеркнута из реальности. Когда в 1262 году был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, Александр поехал в Орду, провел там более полугода и добился своего — хан Берке навсегда освободил русский народ от «налога кровью».
    Словом, князь дважды спас русский народ от исчезновения.
    Александр Невский еще при жизни стал национальным героем русского народа. Решительно защищая границы на западе и до времени «примиряясь» с Ордой на востоке*, — он наметил единственно возможный путь политического развития и возрождения страны, правильность выбора которого подтвердила вся дальнейшая история России. Очень удачные и выгодные для Древней Руси договора, которые заключил Александр Невский, на века определили ее дальнейшую судьбу.

    *Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекли к России многие жившие на сопредельных территориях народы.
    Обезопасив северные и западные границы, Александр Невский добился у монгольского хана мира и с восточной стороны. Этот мир позволил русским людям объединиться, скопить силы и нанести монголам сокрушительное поражение на Куликовом поле.

    Как бы то ни было, бесспорно, что эта политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды (или, если угодно, заискивания перед Ордой) продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.
    «Александр Невский был величайшим стратегом, чувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России, — говорит о князе и полководце Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Он боролся не с Востоком или с Западом, не с конкретными врагами. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание.
    Без Невского бы «не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода», утверждает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
    Он защищал русскую землю «очень тонкой и мужественной дипломатией», но когда возникала опасность потерять себя, отвечал твердое «нет» даже самому Папе Римскому, встречая рыцарей на Чудском озере.
    Самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым, собравшим в себя все лучшее, что олицетворяет спасителя и устроителя России!» (РГ. 2020. 7 октября. С. 4.)

    Начало объединения русских земель

    Александр за свою жизнь не участвовал ни в одной междоусобице и монголов на Русь не призывал, в отличие, к примеру, от собственных сыновей и внуков.
    Немало сделал Александр для преодоления гражданской распри на Руси и недопущения ордынских погромов. Его политика была направлена на то, чтобы восстановить, по возможности, русские города и объединить княжества под единой крепкой властью. Он положил начало объединению русских земель, завершённому его потомками. Именно потомками Александра Ярославича строилось в XIV веке на развалинах Древней Киевской Руси новая Русь.

    Жизнь, ставшая житием. «Солнце Русской земли»

    Александр — родоначальник московских государей и великий покровитель Православной церкви.
    Во то время, сложное и трагическое в нашей отечественной истории, в которое жил и служил Руси и православию Александр Невский, чтобы отстаивать христианские ценности, нужны были особые сила и мужество.
    За князем числится немало дел, каждое из которых Церковь почитает как подвиг.
    Князь был верным сыном православной церкви, которая делала славянские племена едиными в языке, культуре, вере и законе. Он — радетель о делах церкви, почитатель духовенства и храмостроитель, защитник православной веры.
    Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. Не поддаются сомнению миссионерские заслуги великого князя: его стараниями на севере распространилось христианство.
    Благодаря личному обаянию князя, который обратился с соответствующей просьбой к хану Берке, в Сарае, политической столице Золотой Орды, в 1261 году была создана православная епархия. Бесценный инструмент, который гарантировал православное влияние в стане противника*, а также обеспечивал миссионерскую деятельность**. Пусть не сразу, пусть потом, но многие татарские вельможи переходили на русскую службу именно благодаря проповедям сарайских священнослужителей.

    * А также был базой для разведки — Ю.Ф.
    **Православная Церковь при монголах не подвергалась никаким гонениям.

    … Уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг с именем Алексея (это воспринималось как свидетельство истинного смирения и благочестия) и 14 ноября 1263 года скончался. Умер Александр, «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, и за все великое княжение отдавая живот свой» (слова летописца).
    Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.
    Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли».

    Словом, Александр Невский — это истинный образ «защитника, строителя и собирателя русских земель». Он по праву заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа.
    Официальная канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения».
    В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в первой половине XIII века, Александр — едва ли не единственный из светских правителей — не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы. Защита идеалов православия искупила его политические прегрешения. Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? Видимо поэтому он канонизирован не как праведник, но как благоверный князь.
    К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.
    Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван.

    Жизнь после смерти

    Многотрудная земная жизнь русского полководца закончилась на 43-м году жизни. Но и после своей кончины благоверный князь Александр не прекратил своего великого служения Святой Руси, чудесным образом помогая ей в самые трудные минуты, служил ей источником силы, мужества, патриотизма.
    Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны.
    В историческом времени князь Александр Невский из местночтимого владимирского святого стал небесным покровителем Российской империи. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысл Божий.
    Петр I обратился к памяти Александра Невского в годы войны со Швецией. Во время посещения им берегов Невы потомки новгородцев указали место битвы со шведами в 1240 году. Весной 1704 года Петр I лично определяет здесь место для возведения монастыря. Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. В третью годовщину Ништадского мира, 30 августа 1723 года, рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского из древнего Владимира прибыла в Петербург и под пушечный салют и колокольный звон торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь Александра Невского. В церемонии участвовал сам Петр I.
    При освящении в монастыре 30 августа 1790 года Троицкого собора мощи положены в нём, за правым клиросом, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году, на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов чистого серебра*.

    *Между прочим, это серебро — первая продукция только что открытых сибирских, алтайских «Колыванских рудокопен»! — Ю.Ф.

    В 1799 г. Александро-Невский монастырь, ставший к тому времени крупнейшим монастырем России, был наименован лаврой.
    Еще с петровского времени Святейший Синод распорядился писать образ святого князя Невского на иконах писать «не в иноческом виде, а в военном облачении». Образ благоверного князя Александра Невского в схимнических ли одеждах или доспехах воина, молящегося за землю Русскую, навсегда стал для православного русского человека иконой благочестия и школой истинного патриотизма.

    Имя Александра Невского стало символом воинской доблести.
    В 1725 г. Екатерина I учредила военный орден Александра Невского, задуманный еще Петром, для награждения исключительно за военные заслуги*.

    *Среди кавалеров ордена Александра Невского был великий А.В. Суворов и другие выдающиеся русские полководцы, многие герои Отечественной войны 1812 года, Крымской (Восточной) войны 1853 — 1856 гг., Русско-турецкой (1877 — 1878), Русско-японской (1904 — 1905) и Первой мировой (1914 –1918) войн.

    Троицкий собор Александро-Невского монастыря в царствование Павла I стал называться храмом ордена Александра Невского. Над его входом было укреплено изображение орденского знака. Здесь в дни памяти святого князя собирались кавалеры ордена.
    За минувшие века отношение к князю менялось. В Московской Руси Александр был одним из наиболее чтимых святых князей. Признавалось его величие и в имперскую эпоху. Фигура великого полководца — среди важнейших государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России» в центре Новгородского кремля.
    Восприятие его таким стало меняться после 1917 года.
    В 1918–1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозную кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В мае 1922 года была вскрыта рака с мощами Александра Невского. Изъятая рака была передана в Эрмитаж, где и находится по настоящее время. Мощи из раки возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма в Казанском соборе только в 1989 году.
    Среди тысяч разрушенных и порушенных храмов в 20–30-е годы немало храмов, воздвигнутых в честь Александра Невского: Тифлисский Александро-Невский военный собор (Грузия), собор святого благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде, собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, церковь святого благоверного Александра Невского в Томске и мн. др.
    Во второй половине 1930-х Александр был включён в новый патриотический пантеон как борец за независимость Руси против внешней угрозы с Запада. В 1937 году наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован». Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР. Образ едва ли не единственного или, во всяком случае, самого положительного правителя Древней Руси был запечатлен в шедевре советского киноискусства — «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна (1938). Фильм оказался в высшей степени актуальным накануне и во время Великой Отечественной войны.
    Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны.
    Образ Александра Невского с первых дней Великой Отечественной войны стал символом нашей славы и грядущих побед.
    … В годы Великой Отечественной войны в храмах возносятся молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но сражаться и трудиться для неё. В проповедях священнослужителей зазвучали имена великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Эти великие имена вдохновляли советских воинов на подвиг во имя России.

    Имя Александра Невского прозвучало во время исторического парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, откуда войска уходили в бой с фашистским ордами, рвавшимися к Москве. Контрнаступление наших войск под Москвой началось 5 декабря 1941 года, накануне дня святого благоверного князя Александра Невского.
    В апреле 1942 г. в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища.
    29 июля 1942 г. был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути — восстановлении) ордена Александра Невского*. В годы Великой Отечественной войны этим орденом награждено 40 217 офицеров Красной Армии.

    *Орден Александра Невского — единственная награда, сохранившаяся в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

    Весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев — Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I. В годы войны Русской Православной Церковью были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли.
    Так осуществлялась и осуществляется связь времен, так прошлое помогало и помогает настоящему и будущему.
    Почитание Александра Невского
    Почитание благоверного великого князя Александра Невского начинается сразу после его смерти.
    Именем святого воина Александра Ярославовича, нареченного Невским, по всей земле* названы сотни соборов, храмов, часовен. Имя Александра Невского носят улицы, площади, мосты во многих городах России**.

    * Соборов, храмов, часовен в честь Александра Невского в мире (в 28 странах, по моим подсчетам, — Ю.Ф.) на сегодня 1264. В России в честь святого князя названы 865 объектов.
    **В Новосибирской митрополии: церковь Александра Невского в Красном Яре Ордынского района, собор Александра Невского в г. Новосибирске, собор Александра Невского в Александро-Невском Покровском женском монастыре в Колывани Колыванского района, церковь Александра Невского в Бедрино Сузунского района, церковь Александра Невского в Барабо-Юдино Чистоозёрного района.

    Память об Александре Невском увековечена в граните и бронзе. Имя его присваивалось военным училищам и соединениям, городским улицам и площадям, боевым кораблям Военно-Морского Флота. В его честь чеканились памятные медали и боевые ордена XVIII-XX веков. О нем упоминали русские летописи и былины, немецкие хроники и скандинавские саги, как о победителе шведов и тевтонских рыцарей, усмирителе литовских, эстонских и финских племен. Светлый образ и ратные подвиги его воспеты лучшими поэтами, писателями и художниками России. В памяти своего народа он навсегда останется ревностным защитником Православной веры, бесстрашным воителем за Русскую Землю, мужественным и скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Примером жизни и подвига Александра Невского вдохновляются современные воины, к нему обращаются в молитвах, а родители называют в его честь своих сыновей. Святой покровитель, заступник и защитник Отечества, так именуют святого князя.
    Решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2016 году Александр Невский определен небесным покровителем Сухопутных войск РФ и морской пехоты Военно-Морского Флота России. Александр Невский — небесный покровитель дипломатической службы России.
    В день 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–945 гг., 9 мая 2020 года, в Москве был освящен храм, увековечивший ее величайшее значение в истории России. Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации — духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью.
    В храме запечатлено и имя великого патриота России — Александра Невского:
    в верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России, благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Сухопутных войск.
    В сводах храма представлена своеобразная энциклопедия русской военной геральдики: они украшены многоцветными витражами с изображениями всех воинских орденов, включая награды советского времени. Среди орденов — орден Александра Невского.

    Заключение. Почему для нас сегодня важен Александр Невский?

    Фактом остается то, что князь Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. Интерес к Александру Невскому, яркой, неординарной фигуре, выдающейся личности с годами не ослабевает, и он все более усиливается. С годами будет происходить всё более глубокое осмысление значения его личности и роли в основании российской государственности. Подтверждение тому — постоянно растущий интерес к этому герою русского Средневековья. Александр являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского.
    Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, благодаря своей политической, военной, дипломатической и миссионерской деятельности внес огромный вклад в развитие российского государства.
    Александр Невский дважды спасал русский народ от исчезновения.
    Александру Невскому удалось главное — сберечь и «перезагрузить» государство. Он очертил те границы — географические, идеологические и политические, в рамках которых уже через 150 лет было создано национальное государство и где народ осознал себя единым целым.

    Александр — это не только самый узнаваемый князь эпохи Древней Руси. Это — исторический символ страны и государства. Что особенно важно, таковым его признал народ.
    О его популярности у наших современников говорит и тот факт, что по итогам народного голосования в телепроекте «Имя России» в 2008 году новгородский князь был назван самой знаковой фигурой в истории государства. Более 520 тысяч россиян отдали свои голоса за Александра Невского.
    23 июня 2014 года вышел в свет Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского», в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предложено принять участие в подготовке и проведении в 2021 году празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. 5 августа 2014 года последовало распоряжение Губернатора Новосибирской области «О подготовке и организации празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского».
    Сегодняшние Рождественские Чтения — одно из многих мероприятий, проводимых Русской Православной Церковью и Государством, посвященных празднованию 800-летию со дня рождения выдающего государственного деятеля России святого благоверного князя Александра Невского.
    Александр Невский — русский национальный герой, которым гордится вся страна. Эта личность служит примером для подражания как эталон мужественности и справедливости, исполнения воинского и христианского долга, верного служения России и Русской Православной Церкви.
    Сейчас, когда Россия возрождается, возвращается к нам и то высокое нравственное состояние, которым обладали наши деды и прадеды. Пусть имя святого благоверного князя Александра Невского, его жизнь и подвиги вдохновляют всех нас на службу Отечеству и Русской Православной Церкви, а его крепкая ВЕРА станет духовным стержнем этого служения!

    Спасибо за внимание!