Святитель Василий Великий. Из бесед на псалмы

ЖМП. 1985. № 2. С. 37–38

Всяко писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим. 3, 16), для того написано Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано Исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4). Иному учат пророки, иному бытописатели; в одном наставляет Закон, в другом — предложенное в виде приточного увещания. Книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает. Вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при этом производит она в человеке некое тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным.
Дух Святой ведает, что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к удовольствию мы нерадим о правом пути. Итак, что же делать? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое врачевство имеющим от него отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай изобретены для нас эти стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души.
Псалом — тишина душ, раздаятель мира. Он утишает мятежные и волнующиеся помыслы. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать его врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Поэтому псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретя совокупное пение— как узы — к единению и сводя людей в один согласный лик.
Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Для нововступающих — это начатки учения, для преспевающих — приращение ведения, для совершенных— утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль… яже по Бозе (2 Кор. 7, 10). Ибо псалом и из каменного сердца исторгает слезы. Псалом — занятие Ангелов. Небесное сожительство, духовный фимиам. Это — мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От этого и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.
Чему же не научишься из псалмов? Не познаˆешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть совершенное богословие… Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в Книге псалмов.
(Приводится по изд.: «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския». Ч. 1. М., 1891. С. 149–151)


Назад к содержанию