Святитель Тихон Задонский. Учитель и ученики

ЖМП. 1983. № 6. С. 41–42

Обучающиеся искусствам и наукам учатся этому у учителей. И христиане, обучающиеся искусству христианской жизни, призваны учиться у Христа. Как видим из Деяний святых апостолов, вначале последователи Христа назывались учениками, а потом стали именоваться христианами (Деян. 11, 26).
Учители, обучая своих учеников искусствам и наукам, показывают им пример и чему учат, тоˆ и сами делают, и таким образом побуждают их к успеху в воспитании. Тот, кто является истинным пастырем, тот и учит, и являет собой добрый пример.
Христос Господь, будучи на земле, учил и творил добро. В Своей земной жизни Он творил то, чему учил. Своим примером Он учит и нас святой христианской жизни. Поэтому святой евангелист Лука говорит: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, чтоˆ Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1).
Христианин, если ты хочешь достигнуть святости, то непременно положи пред собою Святое Евангелие и непорочную жизнь Христа. Если, рассматривая свое лицо в зеркале, увидишь грязное пятно, то, чтобы не быть осмеянным, ты смываешь его. Зеркалом твоим для души да будет Евангелие. Всматривайся в него, выявляй пороки и заглаждай их сокрушением, покаянием и слезами, чтобы тебе не остаться с ними до Второго пришествия Христова и не постыдиться за них перед Праведным Судией Богом и святыми Его ангелами. В день, когда предстанем пред Ним, надобно нам будет явить, что мы не только Имя Христово исповедали, но самим делом и самой жизнью были Христовыми. Будем опасаться, чтобы и нам не услышать: Я никогда не знал вас (Мф. 7, 23).
Все, что ты увидишь в себе чуждого Евангелию, есть порок. Не следуй воле твоей плоти (хотя она и ласкает тебя), но последуй воле Христовой, которая ведет тебя к добру и блаженству. Скажешь: тяжело это и скорбно? Не тяжко, но легко носить иго Христово. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко, — говорит Господь (Мф. 11, 30). Сам рассуди, что тяжелее и что легче: мстить или простить, гневаться или иметь мир душевный, ненавидеть или любить; в гордости или в смирении жить; богатства и славы искать или пренебречь ими; нетерпеливым или терпеливым быть?! Сама совесть убеждает нас признать, что гораздо легче простить, нежели мстить; быть кротким, нежели гневаться; любить, нежели ненавидеть; не радеть о земном, а помышлять о Горнем. Месть требует немалых усилий, а простить не составляет никакого труда. Любить — легко и приятно, ненавидеть — тяжело и горько. Ненависть связывает и отягощает сердце, а любовь освобождает и облегчает его и делает человека радостным и веселым. Смирение не боится падений — оно и так на земле лежит и по земле ходит! Гордость высоко возносится, но всегда находится в страхе и трепете — как бы не упасть. И хотя гордость всеми силами бережется от падений, однако рано или поздно все же падает и сокрушается. Терпеливая душа всегда находится в покое и тишине, нетерпеливая же всегда имеет беспокойство и мятеж.
О! Если бы возможно тебе было увидеть сердце того, кто носит Христово иго: увидел бы ты в нем рай радости и сладость Царствия Божия. Бедная душа моя! Воздыхай, молись и учись носить благое иго Христово. Вот тогда и будешь на земле жить сообразно Небесному. Дай мне, Господи, иго Твое доброе и бремя Твое легкое носить, и всегда буду мирен, радостен и весел. Ей, Господи! Помоги мне (Мф. 15, 25).
Если любишь Христа, то должен любить и Святое Евангелие Его, и святую жизнь Его. Если любишь Христа, то должен любить Его как Искупителя, Который искупил тебя от страшной беды и гибели не золотом и серебром, но Кровью Своею. Как магнит притягивает железо, так и христолюбивую душу привлекает Господь.
Возлюбленные! Чем более будем познавать Христа, тем более будем любить Его, а чем более любить будем Его, тем прилежнее будем следовать святым Его заповедям.
Вот говорят: трудно распинать свою плоть, свои страсти и похоти. А именно этого требует христианское учение. И действительно трудно, но нужно и славно. С немалым трудом всякий вообще ученик учится. И мы учимся ради душевной и вечной пользы, и не от человека, но от Христа, Господа Славы, от Которого учиться и пресладко, и преславно. С немалым трудом подвизается и воин на поле брани. И мы воины, ибо подвизаемся ради Небесной и Вечной чести. С немалым трудом и земледельцы возделывают землю. Они трудятся, чтобы собрать видимые плоды. Мы трудимся, чтобы сотворить плод невидимый, духовный. Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Ради этих пресладких плодов необходимо нам, христиане, учиться, трудиться и подвизаться.
Говорят, что невозможно побеждать самого себя, тогда как именно этого требует от ученика Евангелие. И это правда. Но с помощью Христовой возможно. Вспомним, как Он повелел нам учиться у Него: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Обещал также и помощь просящим у Него: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8). Ты только стремись, заботься, трудись, подвизайся, признавай пред Господом свою немощь и с усердием молись Ему — и подастся тебе помощь. И будет тебе с Его помощью возможно то, что без помощи невозможно. Всё превозможешь и ты в укрепляющем тебя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Ибо сила Его в немощах совершается, когда немощи наши признаём (2 Кор. 12, 9). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15). Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). И кто не берет креста своего и (не) следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10, 38). Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2, 17).
Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей, утверди сердце мое в страхе Имени Твоего (Пс. 85, 11). Аминь.
(Приводится в сокращении по изданию: «Сокровище духовное, от мира собираемое. Иже во святых отца нашего Тихона Задонского». Киев, 1901. С. 400–411)


Назад к содержанию