Святитель Тихон Задонский. О святости

ЖМП. 1988. № 12. С. 46

Бог есть святость.
Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Должен и ты хранить святость, данную тебе в крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом.
Христиане не так должны жить в этом мире, как живут люди, не знающие истинного Бога. Как званием они от язычников отделены как «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9), так и жизнью, и нравами своими должны быть отличны от них. Всякое беззаконие и грех должны быть им мерзки, ибо оскорбляют Отца их Небесного, и отлучают от Него согрешающего, и лишают его высокого христианского благородства, и делают низким ­невольником своим: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34).
Отречься должно нам и последовать Христу: отречься воли нашей и последовать воле Христовой, отречься злонравия нашего и последовать благонравию Христову, отречься гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, ропотливым и терпеливым, сребролюбивым и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противоположная ему добродетель в одном сердце поместиться не могут, но одно другое изгоняет вон. Когда какой порок из сердца исходит, тогда входит противоположная ему добродетель: когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба, на место ее наступает кротость; когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда вселяется любовь, милость, щедролюбие, воздержание, целомудрие и прочее. И чем более порок в человеке уменьшается, тем более противоположная ему добродетель умножается…
Совершенство — результат духовной мудрости.
Премудрости нужно учиться у нашего Учителя Христа, если хотим быть Его учениками, то есть христианами. Христианин не иное что как ученик Христов. Поэтому в начале христианства христиане назывались «учениками», как читаем в Деяниях апостольских (Деян. 6, 1–2; 9, 1).
Смотри, христианин, учишься ли у Христа христианской мудрости, без которой всякая житейская мудрость есть безумие? Учишься правильно и красиво говорить, но учишься ли у Христа правильно и красиво жить? Учишься природу вещей познавать, землю измерять, звезды считать, но учишься ли немощь и бедность естества твоего познавать, краткость дней твоих мерить и растленное грехом сердце твое испытывать? Учишься по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но учишься ли по-христиански жить? Когда нет этого, то знай, что все твои старания суетны, и мудрость твоя — безумие, и ничего тебе не поможет, не сделает тебя блаженным, хоть ты и надеешься.
Истинная святость никакими грешниками не гнушается. Истинно святой ненавидит грех, но не грешников; грехами гнушается, но не гнушается грешниками. Книжники и фарисеи, надменные мнимой святостью, гнушались грешниками, потому и укоряли апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф. 9, 11). Но Христос, Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут. Да постыдится надменная фарисейская гордость, которая гнушается подобными себе грешниками!


Назад к содержанию