Святитель Тихон Задонский. Слово о подвиге против греха

ЖМП. 1984. № 10. С. 23–24

Всем христианам, которые хотят быть истинными христианами и спасение вечное о Христе Иисусе получить, неотменно нужен подвиг против всякого греха, дабы не попускать ему собою обладать. Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6, 12), — говорит апостол христианам. Требует того от христиан вера их, по слову апостола: Покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18). Они должны Бога слушать, в Которого веруют, а не греха; Богу жить, а не греху. Требует того Святое Крещение, которым обновились к святому христианскому житию; требуют обеты, бывшие при Крещении, которыми обещались верою и правдою работать Господу; требует дело спасения, потому что беззаконствующим и нехранящим обетов своих, данных при Крещении, Святое Крещение пользы не приносит, как лживым, Богу солгавшим. Рассуждайте в себе, христиане: познаётся христианин не от слов «Господи, Господи!», но от подвига против всякого греха. Тот воин истинный воин есть, который стоит и подвизается против видимого врага. Так и истинный христианин есть тот, который имеет непрестанный подвиг против греха.
Но посмотрим, отчего человек согрешает, да удобнее станем против греха.
Пять причин греха примечаются.
Растление естества человеческого. Человек в беззакониях зачинается и во грехе рождается, как и Псалмопевец говорит: Се в беззакониих зачат есмь, и во гресёх родй мя мати моя (Пс. 50, 7). Страсти греховные, с которыми рождается человек, склоняют и влекут его ко греху. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 24)! Растление и окаянство вошли в человека от падения Адамова, оно склоняет человека ко всякому греху. Дети подобными отцу рождаются: рожденное от плоти есть плоть (Ин. 3, 6). Но христиане, по силе Святого Крещения и данных в нем обетов, должны против склонностей и страстей стоять, и подвизаться, и не попускать им в дело превращаться.
Ко греху приводит человека диавол. Об этом говорит апостол и увещевает христиан храниться от него: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5, 8–9). О том же говорит в другом месте апостол Павел: Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных (Еф. 6, 10—12). Эти невидимые враги всегда на погибель нашу, о христиане, бодрствуют и ко всякому греху привести тщатся. Не должно поэтому и нам дремать.
Соблазны мира также ко греху приводят. Видим это зло растущее. Один нечто делает, видит или слышит то другой и безрассудно тому подражает. Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих, близ живущих, заражает. Горе миру от соблазнов… но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).
Причиною греха бывает недоброе детей воспитание. Такие дети, в возраст пришедшие, ко всякому стремятся злу. Это происходит от небрежения родителей. Внимайте сему, отцы и матери!
Сильно ко греху влечет человека привычка. Видим это зло, видим, что пьяницы всегда стремятся к пьянству, хищники — к хищению, блудники и прелюбодеи — к нечистоте, клеветники — к клевете и прочее. Привычка их, как веревка, влечет ко греху, и так же, как алчный к хлебу и жаждущий к воде, ко греху, к которому привыкли, стремятся. Этим подстрекаемые люди согрешают.
Человеку-христианину, хотящему спастись и веру свою от дел показать, нужно неотменно подвизаться. Все эти противники нашего спасения люты нам. Люта плоть со страстьми и похотьми, которая похотствует на дух; лют супостат диавол, который непрестанно прельщает и борет нас; люты и соблазны нам, которыми похоть плотская, как огонь ветром, раздувается и разжигается. Но привыкшему ко злу паче всего лютейшая есть привычка: она человеку — как вторая природа. Труден, признаюсь я, всякому против вышеписанных противников подвиг, но нужен и преславен. Многие подвизаются и побеждают людей, но своих страстей пленниками и рабами делаются. Нет славнейшей победы, как самого себя и грех победить. Венец и торжество без победы не бывает, победа — без подвига против врагов. Возлюбленные христиане, вступим в подвиг сей, да с помощью Христовой победу одержим, и получим от Него венец доброты, и вечно будем торжествовать во Царствии Его.
Необходимо:

  • слушать и внимать Божиему слову. Оно показывает грех и добродетель, и от греха отводит, и поощряет к добродетели: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17). Божие слово есть духовный меч (Еф. 6, 17), которым посекается враг душевный;
  • Бог на всяком месте присутствует, и где ни находимся, с нами есть; и мы всё, чтоˆ ни делаем, пред Ним и святыми очами Его делаем. Как же пред Богом беззаконновать будем и святой Его закон пред очами Его нарушать? Стыдимся и боимся пред царем земным и низшею властью бесчинствовать, сколь более доˆлжно стыдиться и бояться бесчиние показывать пред Богом! Всякий грех есть бесчиние пред Богом;
  • помнить смерть, Суд Христов, ад и Царствие Небесное, это от греха отводит. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39);
  • удаляться от случаев, которые ко греху приводят, как-то: пиршеств, разговоров злых и непотребных: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33);
  • держать во уме и памяти, что в самом действии греха может человек умереть и погибнуть. Так фараон, царь Египетский, преследовал Израиля и хотел его погубить, но в самом том беззаконном деле погиб. Так Авессалом, сын Давидов, искал святого отца своего убить и в том искании погиб. То же видим и ныне. Видим, что блудники и прелюбодеи в самом скверном деле поражаются, хульники — в хулении, воры и хищники — в хищении, и прочие беззаконники по делам своим восприемлют. Так праведный Суд Божий поражает беззаконников. Да убоимся грешить и беззаконствовать;
  • помышлять, что Христос, Сын Божий, за грехи мучен был и умер: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53, 5). Тебе ли, христианину, делать то, за что Христос, Сын Божий, горчайшую страдания чашу испил, и снова распинать в себе Сына Божия? (Евр. 6, 6);
  • не смотреть, что люди делают, но внимать, чему слово Божие учит. Так уклоняемся от соблазнов мира: Велик мир у любящих закон Твой, Господи, и нет им преткновения (Пс. 118, 165). Христианин, люби закон Божий, и не повредят тебе мира соблазны;
  • тщание наше и подвиг против греха не силен без помощи Божией. Поэтому должно нам тщаться и молиться, да поможет Господь в таком важном деле. Бог тщащимся и пекущимся помогает, подвизающихся укрепляет и побеждающих венчает. Возлюбленные христиане, видим душевных наших врагов, которые нас не временно, но вечно хотят погубить, видим и помощь в подвиге против них. Станем убо, станем добре, и укрепимся силою Всесильного Иисуса, Спасителя нашего, и не допустим им нами обладать, да и венцом победы от Подвигоположника Иисуса увенчаемся. Господи Иисусе, смерти и ада Победителю, помоги нам: без Тебя ничего не можем, с Тобою всё можем. Аминь.

(Приводится по изданию: «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского». 6-е изд. М., 1899. С. 222)


Назад к содержанию