Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О благодати

ЖМП. 1986. № 12. С. 46–47

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Великий апостол Павел о себе самом так говорит: Я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 9–10).
Видите ли, как величайший апостол о себе говорит, что не он потрудился, не он сделал великие дела, просветил весь мир, а благодать Божия, которая с ним. Себе он ничего не приписывает, хотя его труды были огромны, его страдания за Христа были бесчисленны, но себе ничего не приписывает, а все только благодати Божией. Нам ли, слабым, нам ли, нерадивым христианам, приписывать себе то доброе, что когда-либо совершили или совершим? Нам ли не замечать источника всего доброго — благодать Божию?
Слово благодать вы слышите часто, очень часто, на каждом богослужении. Слово благодать найдете чуть не на каждой странице Нового Завета, а в Ветхом Завете это слово встречается редко, даже очень редко. Почему так: почему о благодати так часто говорится в Новом Завете? ­Потому что источник благодати в Господе нашем Иисусе Христе, ибо мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его (Еф. 1, 7). Вот эта величайшая благодать, вот это источник и начало всякой благодати — искупление рода человеческого Пречистой Кровию Христовой: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8).
Даром получили мы эту благодать, даром получили искупление Кровию Христовой. И благодать Божия осенит всякого христианина, взявшего крест свой и последовавшего за Христом. Знайте, что благодать необходима уже в самом начале, для того чтобы стать нам на путь спасения, на путь Христов, ибо сказал Сам Господь наш: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44). Надо, чтобы привлек Сам Бог Отец, без этого нет начала пути Христова.
Читаем в Деяниях апостольских повествование о том, что было в македонском городе Филиппах, куда пришел апостол Павел проповедовать Евангелие. Он проповедовал за городом, на берегу реки, где стояла синагога. В числе слушавших была женщина Лидия, торговавшая багряницею… слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (Деян. 16, 14). Видите, Сам Господь отверз ей сердце, чтобы внимать тому, что говорил апостол Павел.
Так надо, чтобы и сердца каждого из нас коснулся перст Божий и открыл его к тому, чтобы восприять великие слова Христовы. Нужна Божия благодать уже для начала нашего пути ко спасению. Но можно ли сказать, что только для тех, кто предуставлен к Жизни Вечной, предназначена Божия благодать, что только для них одних доступна благодать? О нет, совсем нет: благодать есть излияние безмерной Божией любви, а любовь Божия обращена на все Его создания, и прежде всего на весь род человеческий, и благодать Божия поэтому осеняет сердца всех людей, ибо сказано в Писании, что Бог есть Отец всех людей: и иудеев, и язычников. Он благ ко всем (Рим. 10, 12). Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 4–6) — за весь род человеческий. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 2).
Как же согласовать это с тем, что началом веры во Христа должна быть благодать Божия? Противоречия здесь нет, как нет и не может быть противоречия ни в каких словах Священного Писания. Безмерная любовь Бога Отца отверста ко всему миру, и благодать Его потоком изливается на всех. Но разве же все принимают эту благодать, разве мало таких, которые попирают ее своими грехами? Бог хочет и им дать благодать, но они отвергают ее. Люди свободны, Бог никому принудительно не навязывает Своей благодати: Он всем ее только предлагает, всем готов ее дать.
Достаточно ли нам получить раз только от Бога благодать, освящающую нас в великом Таинстве Крещения? О нет, недостаточно, весьма недостаточно, надо еще многое, многое. Знайте, что для добродетельной жизни, для стяжания добродетелей христианских, для следования по тернистому пути Христову надо постоянно получать благодать Божию. Только освященные этой благодатью сможем мы пройти тяжким, тернистым, полным страданий путем за Христом. Надо, чтобы мы уверовали в Бога, возлюбили Христа, запомнили навсегда Его святые слова: Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы больше принесла плода… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 1, 2, 4, 5).
Вот это твердо запомните: Без Меня не можете делать ничего. Если не пребудете в любви Христовой, если не будете питаться соками от корня Божественной Лозы, не можете творить ничего доброго, пребудете одни в вашем бессилии, в вашем убожестве. Все, что производит в вас благодать Божия, производит в вас Сам Отец через Иисуса Христа: только Он утвердит вас во всех добрых делах ваших, а без Него не можете творить ничего.
Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). Не знаете ли, что только тогда, когда будете чистым храмом Божиим, вселится в вас Дух Святой? Если силой будете творить все доброе, все чистое — и будете приносить плоды праведности, плоды добра и . Каждый день молитесь вы Богу: Отче наш… не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Разве не только с помощью Отца будем мы избавлены от лукавого? Разве не надо просить благодатной помощи Божией, чтобы избавил Он нас от всех сетей диавольских? А сколько раз слышите вы на каждом богослужении святые слова ектении: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию; прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. Потому так часто повторяем эти прошения, что без Бога мы не можем ни одного шага доброго сделать. А когда получаем мы Божию благодать, тогда не должны ли всем сердцем благодарить за это Бога, благодарить Отца, пославшего Духа Святого, Искупителя нашего и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Своею Кровию открывшего неиссякаемый источник Божией благодати.
О, как нужно нам быть благодарными! О, как надо благодарить за все, за все: и за доброе, и за злое, и за радости, и за печали, и за страдания и испытания благодарить Бога, Который ведет нас по пути спасения не только путем радости, но и прежде всего и больше всего путем страданий. Да даст Господь всем вам в преизбытке благодать Духа Святого Своего и да вселит в сердца ваши кроткую, детскую благодарность Ему за Кровь Спасителя нашего. Аминь.


Назад к содержанию