Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О посте

ЖМП. 1991. №2. С. 40–42

В Неделю сыропустную
Вы слышали ныне слова Самого Господа Иисуса Христа о посте. Им, Самим Господом нашим, установлен пост.
При земной жизни Спасителя ученики Его не постились, за что укоряли их и Самого Господа Иисуса Христа книжники и фарисеи. А Господь отвечал им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15). Доколе со святыми апостолами был Сам Господь Иисус Христос, Божественный Жених Церкви Своей, радость наполняла сердца их и не надо им было поститься.
Но Господь прибавил, что придут дни, когда отнимется у них Жених, и будут поститься в те дни.
В нынешнем евангельском чтении (Мф. 6, 14–21) вы слышали слова Господа о том, как должно нам поститься. Он предостерегает, чтобы не постились мы так, как постятся фарисеи, которые во время поста принимали мрачный вид и надевали траурные одежды, чтобы казаться постящимися.
Господь Иисус Христос призывает поститься с радостью. И Господь, видя сердце, полное благоговения и страха Божия, видя тайное, воздаст явно (Мф. 6, 6).
А те, кто постятся, показывая миру свой подвиг воздержания, получают награду в почитании, которое оказывают им люди.
Святые посты установлены Самим Господом Иисусом Христом, а ко всему тому, что Господом установлено, Им Самим заповедано, мы должны относиться с великим благоговением, великим вниманием и глубоким почтением. Пост должен быть для нас чрезвычайно важным делом. В старые годы в Отечестве нашем постился весь народ и соблюдал не только Великий пост, но и все другие посты. В страхе Божием, в глубоком уважении ко всем установленным Церковью правилам, в том числе и к правилу о посте, воспитывались дети. С малых лет проникались они глубоким уважением к посту и считали тяжелым грехом нарушать его. И был благочестив народ русский. А теперь как мало осталось от этого древнего благочестия!
Мой долг поэтому напомнить всем вам о великой святости поста. Мой долг разъяснить людям, зачем нужен пост. Ибо люди легкомысленные часто говорят: да не все ли равно, что будем есть, разве пищей угождаем Богу? — и презирают пост.
Какова цель поста, в особенности Великого поста?
Пост — это училище воздержания.
В посте приучаемся мы воздерживать хотения чрева нашего. В посте приучаемся попирать злые хотения плоти нашей, всегда стремящейся главенствовать над духом, всегда стремящейся погубить духовные устремления наши, подчинить волю хотению плоти. А плоть наша — источник большинства грехов и соблазнов. Заставляя плоть закаляться постом, лишая ее вкусных и обильных яств и принуждая довольствоваться самым малым, мы одерживаем победу над плотью, даем свободу нашему духу, окрыляем его в его стремлении ко всему святому, небесному, возвышенному.
Наша задача в этой жизни в том, чтобы воздерживаться от всяких злых страстей и похотей. Значит, нужно воспитать свою волю так, чтобы она была направлена не к велениям и хотениям плоти, а к борьбе со страстями, к горнему, небесному, чтобы горе возносились сердца наши, чтобы жили мы с мыслью о Боге, о заповедях Христовых. А для этого нужно нам выработать привычку, умение воздержания, ибо знаете вы, что трудное дело созидается трудным упражнением и великая цель достигается только великим усердием. Это касается всякой работы физической, это касается и всякой высокой работы умственной. Поэтому должны мы понять, что обуздание плоти нашей, борьба со страстями требуют постоянного упражнения, постоянной борьбы с велениями и чаяниями плоти. Необходима школа воздержания, ибо надлежит нам воздерживаться в жизни нашей от всего дурного, от всего вредящего ближним нашим, от всего, что диктуется самолюбием и самообожанием нашим.
Пост является школой воздержания. Человек, который соблюдает посты и всю жизнь постится, как это делали великие подвижники, приобретает огромную духовную силу в борьбе со всеми соблазнами, огромную силу воздержания от всего недолжного, греховного. В этом основное и главное значение поста. Но пост, в особенности Великий, имеет и другое значение.
Вы знаете, что Великий пост — это время покаяния, исповеди, время святого Причастия, поэтому проводить его необходимо в постоянном памятовании о том, что надлежит каяться, в постоянном памятовании о грехах наших.
Воздержание от пищи есть постоянное напоминание о необходимости покаяния. Когда сядешь за стол и станешь есть скудную пищу, тогда вспомнишь о том, что отягощены мы грехами, что нужно очиститься от них, что к великому празднику Пасхи должно подготовиться великим очищением от всякого зла, что к светлому Празднику должны мы предстать пред Богом чистыми, оправданными, глубоко покаявшимися.
Современные дети воспитываются в полном неведении о посте, не приучаются к посту, не склоняют детские головки свои перед велениями Церкви. А нужно, чтобы с самых юных лет привыкали они к этому. Нужно, чтобы выросло новое поколение христиан, совершенно противоположное тому распущенному, безбожному поколению молодежи, которое нас окружает. Нужно, чтобы дети христиан сияли, как звезды чистые, в греховном обществе, попирающем Закон Христов.
Думаю, что это одна из самых важных задач в жизни человеческой.
Знаю, как трудно теперь поститься, знаю также, что многие из вас уже много месяцев и лет постились, но это не освобождает нас от нового поста, соблюдаемого добровольно. Не доедали раньше, теперь в особенности должны не доедать, ибо раньше это было по необходимости, а теперь должно быть произвольно. Необходимость не принимается Богом, это не есть заслуга перед Ним.
Проникнитесь этой святой мыслью о важности поста и о важности воспитания детей ваших в строгом соблюдении его.
Господь Иисус Христос, прежде чем говорить о посте, сказал, каково первое условие для того, чтобы пост наш был спасительным. Вот что Он сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15). Господь Иисус Христос сказал также притчу о царе, который решил посчитаться со всеми должниками своими (Мф. 18, 23–25). Предстал пред ним один его крупнейший должник, огромную сумму денег ему должный. И так как не имел он чем заплатить, то царь приказал продать его, жену его и детей, и все то, что он имел, и заплатить долг. Тогда должник стал умолять царя потерпеть и обещал со временем воздать долг. И царь, умилосердившись, простил ему долг.
И что же?
Как только вышел от царя прощеный человек, встретился ему его собственный должник, который должен был ему ничтожную сумму. Прощеный стал требовать немедленной уплаты долга и, схватив, стал душить его. Слуги царя видели это, они были глубоко возмущены и рассказали об этом царю. Царь велел позвать должника своего и сказал ему: «Разве не простил я великого долга тебе? Как же ты так зло поступил с ближним твоим?» И предал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
…Разве не глубоко справедливо требование Христово, чтобы щадили мы братьев своих, прощали их, если хотим получить прощение от Бога? Разве не научил нас Господь Иисус Христос в великой Молитве Господней просить: «И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должникам нашим?» (Мф. 6, 12).
Итак, прощайте всех, кто виновен перед вами, кто причинил вам страдание, кто задел ваше самолюбие.
Это основное, первое условие начала поста.
Только тогда, когда всех простим, можем мы начинать пост и великое Таинство Покаяния. Знаете вы, как трудно прощать, с каким великим трудом поворачивается язык, чтобы сказать простые слова: «Прости меня, брат мой». Точно кто-то сковывает язык наш — сам дьявол сковывает его, и потому так трудно произнести: «Прости».
Но всякий, кто раз преодолел препятствие к прощению, кто первый раз сказал слово «прости», чувствует, как изменяется сердце его, как сейчас же ощущает он тихую радость в сердце своем. Простил — и дал ему Господь радость и мир душевный. Во второй раз гораздо легче сказать «прости», а в третий раз совсем легко. Приучается человек охотно и быстро просить прощения, и легко становится на сердце его, и не лежит камень вражды на нем, и вместо ненависти водворяется в сердце его святая любовь.
Для монахов слово «прости» — самое важное, самое обязательное. Старцы, которым поручались монахи для руководства ими в жизни духовной, прежде всего приучали их к слову «прости». На всякий упрек монах всегда должен отвечать этим словом с глубоким поклоном тому, кто укоряет его.
Были такие удивительные люди, которые это слово произносили тогда, когда на них обрушивались самые позорные обвинения. Были обвинения на монахов в разврате и блуде. Не оправдывались иноки, не возражали грязным укорам, а только со смирением отвечали обидчикам словом «прости». И жили потом долгие годы с клеймом блудника, и лишь под конец жизни подвижников Господь обнаруживал их невинность, и содрогались сердца всех, кто считал их грешными. Вот какова сила святого прощения!
Итак, начнем пост прощением всех должников наших, прощением всех, кто обидел нас, причинил нам ущерб, кто огорчил нас чем бы то ни было. И во время поста, простив всех врагов своих, исполним то, что слышали сегодня в апостольском чтении, пребудем в таком-настроении душевном, какое заповедал нам святой апостол Павел: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13, 8–11). Настало время пробудиться от нашего бесконечного сна, в котором мы не помышляем о Боге, ибо «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13, 11).
Теперь, когда мы всё больше и больше работаем Господеви, спасение ближе к нам, чем в то время, когда мы только вступили на путь христианской жизни. «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13, 12).
Прошла ночь, когда мы жили в непроглядной тьме неведения о Боге, в гордости и самолюбии. День покаяния приблизился. «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 12–14).
А этому всему и научает нас святой пост. Аминь.
(Проповедь произнесена 18 марта 1945 года в г. Тамбове)


Назад к содержанию