Преподобный Амвросий Оптинский. О молитве

ЖМП. 1990. № 5. С. 43

Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем [надо] просить помощи Божией, то есть необходима усердная молитва.
Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У Иоанна Лествичника об этом написано.
Утром, когда проснешься, говори: Слава Тебе, Боже. Батюшка отец Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать прошедшее и сны.
Когда ложишься спать, кровать и келлию крести с молитвой Да воскреснет Бог.
Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной.
Молитву в келлии следует читать устами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Или: Боже, очисти мя, грешную. А в церкви: Господи, помилуй. И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную.
Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: ибо Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12).
Надо молиться и прибегать к Царице Небесной со словами: Помоги, спаси и помилуй.
Молитву Богородице, Дево, радуйся! надобно читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает.
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать Достойно есть. А в церковь пришедши, положить три поклона: Боже, милостив буди мне, грешной и прочее.
Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вместо утрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо обедни — третий и шестой часы с изобразительными.
Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше».
Батюшка рассказывал: одна все хотела странствовать и туда, и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Все это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келии и твори молитву мытареву».
Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должны слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой Господи, помилуй; а когда не слышно (чтения), то: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную.
Когда старцу жаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
Батюшка отец Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам святого пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно: читать псалмы 3, 53, 58 и 142; выбирать из этих псалмов стихи, приличные к скорби, и почасту прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывать 101-й псалом, 36-й (Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие), затем псалом 26-й (Господь просвещение мое) и псалом 90-й (Живый в помощи Вышняго). Ежели во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно, по три раза, со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет Господь, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его (Пс. 36, 6–7).
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».


Назад к содержанию