Вход Господень в Иерусалим


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Вход Господень в Иерусалим. Греческая икона

Вход Господень в Иерусалим. Греческая икона

Торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим был предсказан пророком Божиим Захарией, который писал:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).
Святой евангелист Матфей повествует о том, как исполнилось это пророчество.
Когда Иисус Христос и апостолы Его приблизились к Иерусалиму, тогда Он послал двух учеников, сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
Все же это было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»
(Мф. 21, 1–9).
Что означает возглас ОСАННА? — Слово это многозначное. Его невозможно перевести на русский язык одним словом, так же как и два других древних священных слова — АЛЛИЛУИА и АМИНЬ.
«Осанна!» как молитвенное воззвание к Бо­гу Спасителю означает «Спаси нас!». Дослов­но — «Спаси же!».
117-й псалом содержит подобную пламенную мольбу: «О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! Благословен Грядый во имя Господне!» (Пс. 117, 25).
Однако возглас «Осанна!» имел и пророческое предназначение. Судя по псалмам, это торжественное молитвенное приветствие относилось к ожидаемому Христу. Поэтому, когда и взрослые и дети, встречая Иисуса Христа, радостно кричали: «Осан­на Сыну Давидову! Осанна в вышних!» — они тем самым признавали в Нём своего Христа Спасителя.
Святитель Иоанн Златоуст выражение «осанна в вышних» объясняет так: «Спаси Ты, Который в вышних». Здесь сразу вспоминается рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).
Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, весь город пришёл в движение. Народ был потрясён чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря.
Особенное ликовали дети. Они были повсюду: даже на деревьях, как это нередко изображается на иконах праздника Входа Господня в Иерусалим.
Ещё пророк Давид предсказывал, что хвала Бо­гу будет изливаться «из уст младенцев и груд­ных детей» (Пс. 8, 3)! Как учит святитель Григорий Пала­ма, возгласы маленьких детей «Осанна!» имели чудесный характер: Сам Святой Дух их устами свидетельствовал о Божестве Иисуса Христа.
Когда Иисус Христос вошёл в Иерусалим­ский храм, то дети и там продолжали славить Его: «Осанна!»
«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15–16).
Но Иисус Христос не стал запрещать детям воздавать хвалу Богу. По словам святителя Иоанна Златоуста, «дети, ещё не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба, а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия».
Приближался последний прообразовательный праздник ветхозаветной Пасхи. Каждое семейство избирало агнца для пасхальной вечери. А враги Христовы затаили страшную злобу и искали удобного случая, чтобы схватить Его.
Земные цари, триумфально входя в свои столицы, окружали себя воинской славой. При вступлении Христа Царя в Иерусалим не было ни колесниц, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни могучих телохранителей. Напротив, всё было скромным и внешне беззащитным. Вместо великолепного коня — молодой ослик. Вместо телохранителей — ученики.
В великий день посещения Иерусалима Иисус Христос вступил в Свой град как Добрый Пастырь, идущий добровольно положить жизнь за овец Своих. Осталось совсем немного дней до того, как Пилат станет спрашивать народ: «Царя ли вашего распну?» — и первосвященники ответят: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 15). И поведут на распятие Того, Которому ещё недавно с восторгом восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Отвергнув кроткого Царя, они не могли уже сказать, что не приняли Его по неведению.
Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье

Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет и другое название — Вербное Воскресенье. В Иерусалиме Иисуса Христа встречали с пальмовыми ветвями. В России пальмы не растут, поэтому с древних времён на служ­бу в храм в этот праздник люди ходят с вербами. Отсюда и происходит русское название праздника — Вербное Воскресенье.
Вход Господень в Иерусалим — это предпразднство величайшего нашего праздника Пасхи Христовой. Об этом прямо говорится в молитве на освящение верб.
Подтверждается это и словами тропаря праздника Вербного Воскресенья: «Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благосло­вен Грядый во имя Господне!»
Ветви пальм и верб в наших руках — это знамя победы Христа над смертью. В этот день мы уже воспеваем торжественные песнопения Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу. Впереди ещё Страстная седмица, Великий Пяток, в которые мы будем молитвенно вспоминать спасительные страдания Христа Бога нашего, но Вербное Воскресенье, как предпразднство Пасхи Христовой, уже открывает входы пасхальной радости. Вот почему всегда с таким духовным восторгом мы освящаем в храме наши вербочки и с радостью несём их домой.
Молитвенный возглас «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» мы слышим на каждой Божественной Литургии. Когда приближается литургическое воспоминание спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, церковный хор поёт: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних!» Серафимская песнь, которую слышал пророк Исаия, сливается с молитвословием встречавших Иисуса Христа при Его входе в Иерусалим. Поэтому и мы на Божественной Литургии воспеваем Христу Богу: «Осанна в вышних!»

Вопросы:

  1. Кто из пророков Божиих предсказал вход Господень в Иерусалим?
  2. Что особенно привлекло людей к участию в торжественной встрече Иисуса Христа в Иерусалиме?
  3. Что означает молитвенный возглас «Осанна»?
  4. Кто негодовал, услышав детей, кричавших в храме: «Осанна»?
  5. Что символизируют ветви пальм и верб, которые верующие люди носят в праздник Вербного Воскресенья?
  6. Имеется ли у праздника Пасхи Христовой предпразднство?
  7. В чём особая радость Вербного Воскресенья?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок