Праведники Ветхого Завета


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Святые праотцы. Греческая икона

Святые праотцы. Греческая икона

Обещание, что придёт в мир Избавитель — Христос, данное Богом ещё Адаму, свято сохранялось в роде человеческом. Но потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к пришествию Христову.
Сам Иисус Христос говорил Своим апостолам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17).
«Что же это такое, чего они не видели и не слышали? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Пророки, хотя слышали глас Его и Самого Его видели, однако же не во плоти, не в том виде, в каком Он общался с людьми и открыто беседовал с ними». Когда же «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14), исполнились ветхозаветные пророчества и прообразы.
Ветхий Завет явился прообразом Нового Завета и приготовлением к пришествию в мир Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. Веру в грядущего Христа — Мессию — свято хранили праведные мужи и жены, жившие в Ветхом Завете. В Послании к Евреям апостол Павел так похвалил веру праведных людей Ветхого Завета: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере.
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог»
(Евр. 11, 4–10).
Далее апостол Павел хвалит веру других праведников Ветхого Завета: Исаака, Иакова, Иосифа, Гедеона, Самсона, Давида, Самуила и иных подвижников веры и благочестия ветхозаветных времён, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 14, 33–34). Восхваляя их подвиги по вере в грядущего Христа Спасителя, апостол Павел говорит, что их «весь мир не был достоин» (Евр. 14, 38).
К праотцам относятся также праведные Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф Обручник.
Перед праздником Рождества Христова есть два Воскресных дня, когда Церковь Христова Православная особо чтит память святых праведников Ветхого Завета, живших верою в пришествие Христово. Предпоследнее Воскресенье перед праздником Рождества Христова называется «Неделя святых праотцев», а последнее Воскресенье — «Неделя святых отцев». «Неделя» — славянское название Воскресного дня.
В церковной службе праотцам и отцам Ветхого Завета наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трём юношам, спасшимся в пещи вавилонской. Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее было и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верой побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силой веры укрощает диких зверей.
Христос Господь, говорится в службе святым праотцам, «возвеличил их во всех языцех». Истинное благочестие от одного праведника передавалось другому. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения.
Имена великих пророков всегда поминаются на Проскомидии — первой части Литургии: «Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков».
Вера и благочестие праведников, живших до Рождества Христова, составляют славу Ветхого Завета. Движимые Духом Святым, пророки Ветхого Завета возвещали о Мессии и готовили верующих к Новому Завету. Все ожидания праведников Ветхого Завета были устремлены ко Христу Спасителю. В этом и заключается благодатная связь Ветхого и Нового Завета как единого спасительного Завета Божия.
На прообразовательную связь между ветхозаветными и новозаветными священными событиями указывают Сам Господь Иисус Христос и Его святые апостолы. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Такими словами апостола Иоанна Богослова заканчивается евангельское чтение на Божественной Литургии в светозарную пасхальную ночь.
И все пророчества, в которых упоминаются Израиль, Иерусалим, Сион, своё полное осуществление получили в Новом Завете, в благодатной Церкви Христовой. Слава Церкви Христовой как Нового Израиля воспевается в праздники Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим и другие. На Пасху Хрис­тову мы поём слова пророка Исаии: «Светися, светися, Новый Иерусалиме!» (см. Ис. 60, 1). И начало жизни будущего века в Царстве ­Небесном святой апостол Иоанн Богослов в Откровении изображает как «святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21, 2).
Таким образом, изучая Священное Писание Нового Завета, мы начинаем понимать цель и смысл Священного Писания Ветхого Завета.
Праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно читал Священное Писание. В конце жизни он особенно утешался писаниями пророков: «Я теперь занят чтением пророков и немало удивляюсь богопросве­щён­ности их: многое относится к нашим временам, да и вообще, хорошо развиваться словом Божиим. Когда я читаю, ясно ощущаю, как в нём всё написано священными писателями под озарением Духа Святого, но нужно навыкнуть к такому осмысленному чтению».
propatores-troparionВерою праотцев Ты оправдал, в их лице предобразив с Собою Церковь из всех народов; хвалятся во славе ­святые, ибо от семени их Плод благославный — без семени Родившая Тебя. Их молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Вопросы и задания:

  1. Назовите известные вам имена святых мужей и жен Ветхого Завета.
  2. Когда празднуется память святых праотцев и отцев, живших до Рождества Христова?
  3. Что означает славянское слово «Неделя»?
  4. Кто из апостолов похвалил веру праведников Ветхого Завета?
  5. Имена каких праведников Ветхого Завета поминаются на Проскомидии?
  6. Какими словами заканчивается чтение Евангелия на пасхальной Божественной Литургии?
  7. Почему для понимания Священного Писания Ветхого Завета необходимо читать Новый Завет?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок