О проблемах, которые могут встретиться при проведении родительского собрания по выбору модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С конца января 2017 года в общеобразовательных организациях города Новосибирска и Новосибирской области (СОШ, гимназиях и лицеях) начинаются родительские собрания по выбору предмета (модуля) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В рамках этого курса в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст.87, пп.1-3,6) изучается учебный предмет — «Основы православной культуры» (ОПК) — один из шести модулей комплексного курса ОРКСЭ.

На указанные собрания приглашаются родители тех школьников, которые в 2016–2017 учебном году учатся в 3-м классе, а в следующем учебном году — с 1 сентября 2017 года — в 4-м классе будут изучать один из предметов (модулей) комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Весь комплексный учебный курс ОРКСЭ состоит из шести учебных предметов (модулей):

  • «Основы православной культуры».
  • «Основы исламской культуры».
  • «Основы буддийской культуры».
  • «Основы иудейской культуры».
  • «Основы мировых религиозных культур».
  • «Основы светской этики».

В 2009–2010 и 2010–2011 учебных годах комплексный курс изучался в 4-5-х классах образовательных учреждений (гимназий, лицеев и школ) города Новосибирска и Новосибирской области в рамках апробации. С 1 сентября 2012 года комплексный учебный курс ОРКСЭ изучается в 4-х классов всех образовательных организаций России.

Модульная структура этого учебного курса является непременным условием его преподавания в начальной школе. Модули комплексного курса ОРКСЭ не смешиваются, и родители могут выбрать для своих детей только один модуль. Так сделано для того, чтобы родители могли свободно выбирать желательный им предмет (модуль) по основам религиозной культуры или светской этики.

Если родители учащихся 3 класса желают, чтобы их дети в 4 классе изучали основы православной культуры России, то они могут выбрать учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры». Знакомясь с историческими и нравственными основами православной культуры, учащиеся будут осваивать следующие темы:

  • Россия — наша Родина.
  • Введение в православную духовную традицию.
  • Культура и религия.
  • Во что верят православные христиане.
  • Добро и зло в православной традиции.
  • Золотое правило нравственности.
  • Любовь к ближнему.
  • Отношение к труду.
  • Долг и ответственность.
  • Милосердие и сострадание.
  • Православие в России.
  • Православный храм и другие святыни.
  • Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
  • Православный календарь. Праздники.
  • Христианская семья и ее ценности.

Накануне родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ

Дата проведения родительского собрания определяется заранее, чтобы эти сведения были внесены в текст информации для родителей. Информация о дате родительского собрания в классе с указанием темы собрания должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации не позднее, чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания.

Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты собрания, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте организации.
 

Почему представитель Новосибирской Митрополии (централизованной религиозной организации) может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ?

Цель участия в родительских собраниях представителей Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви — способствовать свободному, информативному и ответственному выбору предмета (модуля) комплексного курса ОРКСЭ,

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года так и говорится, что участие представителей религиозной организации необходимо «для обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми» желанного им модуля.

— О какой свободе здесь говорится?

— И если на собрание, например, приходит представитель Православной Церкви обязательно ли в этом случае присутствие представителей других религиозных организаций (мусульман, иудеев, буддистов)?

Отвечая на первый вопрос, необходимо уяснить, что речь идет не о формальной свободе выбора. Речь идет о свободе выбора основ той конкретной религиозной культуры или светской культуры — которая ближе и желаннее семье школьника.

Если человек выбирает магазин, то его выбор зависит от его личного вкуса и финансовых возможностей.

Если человек выбирает профессию, то все зависит от того, кем и где он желает работать.

А вот когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них самих, так и для их детей.

Если родители (законные представители) учащегося осознают свою  культурно-историческую и духовно-нравственную связь, например, с православием, то для них открывается возможность выбрать для своего ребенка предмет (модуль) «Основы православной культуры».

Если же родители осознают для себя культурно-историческую ценность, например, ислама, иудаизма или буддизма, то они могут выбрать для своих детей соответствующий их религиозным убеждениям учебный предмет (модуль) курса ОРКСЭ.

Если родители осознают себя агностиками (то есть людьми, отрицающими оправданность религиозного мировоззрения) или атеистами, то Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предоставляет им возможность выбрать другие предметы (модули) курса ОРКСЭ: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Таким образом родителям (законным представителям) прежде всего необходимо уяснить для самих себя: в какой культурно-исторической традиции они сами себя осознают, а затем подумать — хотят ли они, чтобы их дети продолжали культурно-историческую и духовно-нравственную традицию своих предков.

В этом и заключается свобода выбора предмета (модуля) курса ОРКСЭ.

Если родители сознательно крестили ребенка в православном храме и желают, чтобы их подрастающий ребенок знал основы православной культуры, то они выбирают модуль «Основы православно культуры». Если же на собрании, или сразу после собрания под любыми предлогами  кто-либо уговаривает выбрать другие модули (например, «Основы светской этики», или «Основы мировых религиозных культур), значит в таком случает  родителям не предоставляется реальной свободы выбора. А представитель Новосибирской Митрополии имеет возможность открыто сказать родителям, что выбор – за ними, а не за школой в целом, или за учителями, которым, может быть, ближе другой модуль, а не основы православной культуры.

Второй вопрос: обязательно ли присутствие представителей всех четырех религий, если на собрание приходит один из них?

— Не обязательно. В Чечне большинство родителей выбирают «Основы исламской культуры», и при выборе модуля не обязывают приходить представителей всех религий. В Тыве многие родители выбирают «Основы буддийской культуры», и там руководство школы не ставит вопрос о привлечении на собрание родителей представителей всех религий. А в большинстве регионов России родители, естественно, склоняются к «Основам православной культуры». И это вполне понятно, так как 79% жителей России считают себя православными (см. статистику, приведенную  в «Российской газете» за 15 января 2013 года).

Но есть и атеисты: их 7 %. Они могут выбрать для своих детей «Основы светской этики», если не желают, чтобы их дети узнали о православии, которое, кстати, «имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», как гласит Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).

Новый закон — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным (№73–ФЗ), закрепляет параметры изучения основ религиозной культуры в школе.

В этом новом Законе об образовании имеется 87-я статья, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

П.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности, как мы видим, ставятся на первое место.

П.2 ст.87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.

П.3 ст.87-й нового Закона говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».

П.6 ст.87-й гласит, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».

Еще несколько слов о свободе выбора родителями предмета (модуля) курса ОРКСЭ.

Свободным выбор будет являться в том случае, когда на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы учителя родителям выбрать «светскую этику», потому что «по светской этике есть очень хороший преподаватель» или «потому что прежние два года в школе преподавались модули по «светской этике» и так называемым «мировым религиозным культурам», а также чтобы «не разделять детей на группы».

На выбор модуля не должны влиять и такие факторы, как:

  • недостаток помещений для группы учеников, родители которых выбрали ОПК;
  • малочисленность учеников, родители которых желают, чтобы их дети изучали именно ОПК, а не светскую этику или все религии сразу;
  • проблема «часов» для модулей ОРКСЭ;
  • проблема с зарплатой учителю ОПК;
  • отсутствие или недостаток учебных пособий по ОПК;
  • отсутствие учителя, желающего преподавать ОПК;
  • атеистические убеждения руководителя отдела образования, директора школы или учителя 4 класса.

Почему вышеперечисленные и подобные аргументы не должны быть представлены как повод для отказа в преподавании школьникам ОПК, если их родители желают, чтобы их дети изучали именно этот предмет (модуль)?

Потому что Поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева еще от 2 августа 2009 года (впоследствии подтвержденным Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 года) должны быть приняты меры по созданию необходимых условий — то есть должны быть решены все финансовые и организационные вопросы для введения с 2012–2013 учебного года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов — модулей ОРКСЭ по выбору их родителей (законных представителей).

Если же вышеприведенные «аргументы» имеют место, значит Поручение высшего руководства страны не выполнено, и, следовательно, необходимо срочно создавать условия для того, чтобы гарантировалась реализация свободного выбора родителей.

Что необходимо сказать на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ, представляя учебный предмет «Основы православной культуры»?

Рассказывая о цели, задачах и содержании учебного предмета «Основы православной культуры», необходимо разъяснить родителям, что обучение религии — это одно, а знакомство с духовно-нравственными основами религиозной традиции — иное. Духовно-нравственное образование не следует отождествлять с религиозным обучением.

Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, пост, регулярное участие в богослужении. Духовно-нравственное образование призвано научить школьника отличать добро от зла, научить почитать родителей и старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, осторожным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, почтительно относиться к захоронениям, не разорять кладбища, не оскорблять родителей и учителей, не сквернословить, не воровать, не лгать, не употреблять наркотики, уклоняться от преступных сообществ.

Поскольку многие родители верят, что воспитать эти нравственные качества и добродетели помогают родная православная традиция и культура, то вполне естественно, что они выбирают для своих детей «Основы православной культуры». При крещении своих детей эти родители уже дали Богу обещание, что будут их воспитывать в православной традиции и культуре. В школе же воспитанию их детей на основе православной педагогической традиции призван содействовать учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры». (Курс ОРКСЭ вводится не для того, чтобы снабдить школьников еще какими-то сведениями по культурологии, а ради духовно-нравственного воспитания.) Таким путем будет достигаться искомое взаимодействие — согласие (симфония) между семьей и школой в деле нравственного воспитания детей и молодежи.

И это нисколько не противоречит и не препятствует тому, что дети мусульман, если пожелают их родители, будут изучать основы исламской культуры, дети буддистов — основы буддийской культуры, дети иудаистов — основы своей культуры. А те родители, которые еще не нашли дорогу к храму, могут выбирать для своих детей любой модуль (в том числе — «Основы православной культуры»).

Следует знать, что в настоящее время в России имеется очень много родителей, которые сами не получили традиционного православного воспитания и сожалеют об этом. Знакомясь по жизни с родной православной историей и культурой, они очень хотят, чтобы их дети-школьники знали и осваивали основы православной культуры России.

Раньше, в советское время, в школе была установка на всеобщее атеистическое воспитание. Если в школе обнаруживались верующие школьники, то ставилась задача по их перевоспитанию. Теперь религиозно-общественная ситуация в России кардинально изменилась: атеизм уже не является официальной государственной идеологией. И нет необходимости школьную педагогику продолжать развивать в духе антирелигиозной идеологии.

Значение православия и православной культуры для России

Действующим законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,1997 г.). Признается вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие».

Участвуя в родительском собрании, нужно просто и ясно свидетельствовать о цели, задачах и содержании учебного предмета «Основы православной культуры». При этом необходимо четко приводить данные из правительственных решений по поводу нового учебного предмета, из Соглашения между Министерством образования НСО и Новосибирской Митрополией о сотрудничестве в области воспитания детей и молодежи. Если же кто-либо будет выступать против ОПК, то нужно просто сказать, что у всех родителей есть право на свободный выбор.

О содержании учебного предмета «Основы православной культуры»

Родителям следует знать, что, изучая исторические основы православной культуры России, их дети смогут ознакомиться со священными страницами истории России и узнать: когда и благодаря кому появилась славянская письменность, как Русь приняла Святое Православие, чем воодушевлялись наши предки, защищая Русскую землю; узнают дети имена и подвиги самых выдающихся просветителей, защитников, героев и святых людей России — лучше узнают Родную историю.

«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но как одна у человека мама, так одна у него и Родина», — писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870).

Если школьник будет любить свою Родину — Россию, то сможет понять, почему гражданин другого государства искренне любит свою страну. Так же как если ребенок не научился почтительно относиться к своим родителям, ему трудно правильно оценить плохое отношение к родителям других детей.

Изучая нравственные основы православной культуры России, дети узнают, почему так важно хранить заповедь о почитании родителей, о почтительном отношении к старшим, о необходимости заботиться о младших. Они познакомятся с понятием добродетель (доброе дело, добрый поступок), узнают о важнейших добродетелях — благодарности, дружелюбии, ответственности, честности, осторожности, трудолюбии и милосердии.

Нравственно-развивающее содержание этого раздела ОПК лучше всего выражают слова академика Д.С.Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»

Что еще необходимо учесть при посещении родительских собраний  по выбору модуля ОРКСЭ?

Посещая родительское собрание, представителю Новосибирской Митрополии очень важно налаживать добрые отношения с руководством школы, с учителями 3-х классов, с другими педагогами и сотрудниками школы. В следующем учебном году вновь будут проводиться родительские собрания по выбору модуля, и очень важно создавать атмосферу сотрудничества. Со временем учебные предметы образовательной области «Духовно-нравственная культура» будут преподаваться и в других классах, и многое будет зависеть от того, как были сделаны первые шаги.

Установление взаимопонимания и взаимодействия с некоторыми школами может оказаться делом непростым, потому что за годы господства атеизма сложилось много предубеждений, мифов, стереотипов, и даже «страшилок», которыми воинствующие атеисты старались отделить школу и детей от Церкви. Но если предубеждения против ОПК будут преодолены, то и директор школы, и совет школы, и родители учащихся сами увидят добрые плоды преподавания основ православной культуры.

Если кто-либо скажет, что у нас, в стране, Церковь отделена от государства, а школа от Церкви, то необходимо уточнить: в настоящее время в действующем законодательстве нет положений, гласящих, что «Церковь отделена от государства», «религия отделена от государства», «школа отделена от Церкви» и т.п. Такие положения когда-то были в законодательных документах, но сейчас они утратили законную силу.

А что же имеется в современном Российском законодательстве?

В статье 14-й Конституции РФ говорится, что от государства отделены религиозные объединения. Это означает, что религиозные объединения не находятся на бюджете государства и свободны в своей внутренней деятельности. А Церковь — это миллионы православных верующих людей. Их невозможно отделить от государства.

Но, говоря о ст.14 Конституции РФ, необходимо учитывать и ст.28. Эти статьи уравновешивают и дополняют друг друга. (Противники же ОПК всегда приводят только ст.14.)

В 28-й статье Конституции РФ прямо говорится о свободе вероисповедания: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально, или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Очевидно, что школа не изымается из сферы действия этой статьи.

О возможных препятствиях к участию в родительском собрании

Если священнослужитель или иной представитель Новосибирской Митрополии не допускается на родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ, то этим самым нарушается инструкция Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года (№ 03–1032), где прямо сказано, что «в рамках взаимодействия с централизованной религиозной организацией» (в нашем случае — с Новосибирской Митрополией) необходимо «организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов» для «обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса».

О всех случаях воспрепятствования православным священнослужителям (и другим уполномоченным представителям Новосибирской Митрополии) участвовать в родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ необходимо информировать Епархиальное Управление и Отдел образования и просвещения Новосибирской Митрополии — для сообщения об этом в Министерство образования НСО.

Участие представителей Русской Православной Церкви в родительских собраниях не противопоставляется участию в собраниях представителей других вероисповеданий, учебные предметы (модули) которых входят в ОРКСЭ.

В своей беседе с родителями на собрании священнослужитель (или другой представитель Новосибирской Митрополии) должен четко сказать, что выбор предмета «Основы православной культуры» — это законное право родителей. И если они выберут этот учебный предмет (модуль), то их дети в 4 классе будут иметь возможность раз в неделю изучать исторические и нравственные основы православной культуры России.

Обращение священника к родителям не будет пропагандой, а будет вполне естественным свидетельством о православии, которое, как гласит действующее законодательство, имеет «особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры» (преамбула Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997 год).

Учитывая, что большинство граждан Новосибирска и Новосибирской области — люди православные, что православные родители, окрестив своих детей, уже тем самым связали их с православной традицией и культурой, то вполне естественно, что многие из них пожелают выбрать для своих детей учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры».

Как Православная Церковь учит относиться к представителям других исповеданий, к людям неверующим?

Православная Церковь учит со вниманием и уважением относиться к людям, которые принадлежат другим христианским традициям (конфессиям), к нехристианским религиозным верованиям, а также к людям, которые считают, что познать истину невозможно (то есть к агностикам), и к тем, которые считают себя неверующими. Сегодня человек, допустим, называет себя неверующим, а завтра — возможно он обратится с Богу. Потому что Бог всем желает спастись, прийти к познанию истины, и благочестивые предки могут умолить Бога за этого человека.

4 марта 2012 года, в праздник Торжества Православия после Божественной Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Не всегда нам легко отстаивать наши позиции. Иногда люди, взирая на православных, говорят, что мы не очень современны, не очень умеем идти в ногу со временем. Это ошибочный подход. Потому что современность не означает слепого копирования чужих идей, чужих ценностей или стереотипов, которые вырабатываются средствами массовой информации. Более того, если человек хочет сохранить свободу, он должен уметь критически оценивать все то, что ему предлагает современный мир. Когда человек становится объектом манипуляций, когда он теряет свою идентичность, когда он слепо — либо по глупости, либо из страха — повторяет чужие мысли, он теряет свободу.

У православных, в силу их приверженности двухтысячелетней традиции, есть возможность и способность налагать на все то, что предлагает нам современный мир, критерий церковного предания, церковной традиции. И до тех пор, пока мы будем способны сохранять это, мы будем сохранять свободу».

Каковы ожидаемые результаты обучения ОПК?  И как скоро будут эти результаты

Если говорить языком государственных документов о цели воспитания в российской школе, то можно надеяться, что преподавание поможет формированию у школьников духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания.

Если же говорить более простым языком, то освоение православной культуры в школе поможет школьникам и школьницам понять и усвоить:

  • почему надо благодарно и почтительно относиться к родителям;
  • почему надо ценить возможность учиться в школе;
  • необходимость дружелюбия, честности, трудолюбия, милосердия;
  • что такое любовь к Родине;
  • почему нельзя сквернословить, воровать, наносить вред другим людям, природе, имуществу;
  • как вести себя при исполнении Государственного Гимна, на мемориальных торжествах;
  • как вести себя в храме, при погребении людей, на кладбище;
  • необходимость доброжелательного отношения к представителям другой культуры;
  • что всегда надо стремиться к добру и избегать зла.

Конечно, доброе воспитание не совершается автоматически или механически. Но если с детства не привить добрые навыки поведения, то дело духовно-нравственного воспитания будет упущено.

О модуле «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики» стоит особняком. К сожалению, этот модуль сразу был поставлен в позицию «противовеса» модулям по основам конкретных религиозных культур. Во многих европейских странах есть предмет «Этика», но у них он не противопоставляется религиозным традициям. Напротив, в нем признается историческое значение религии для формирования нравственности. Поэтому необходимо сказать об этом модуле особо.

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» — это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики».

На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» — это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно, — и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».

Выбором ОПК дело не завершается, а только начинается

Чтобы преподавание основ православной культуры достигло своей воспитательной цели, необходимо, что предмет этот преподавал хорошо подготовленный учитель, чтобы учитель сумел показать красоту православной культуры  обучающимися и их родителями, чтобы урок ОПК не превращался в урок морального релятивизма или атеистического культуроведения.

Открывая XX Международные Рождественские Образовательные Чтения, Святейший Патриарх Кирилл 23 января 2012 года сказал участникам этого крупнейшего в России педагогического форума:

«Обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсов, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности».

Поэтому очень важно, чтобы подготовка учителей ОПК проводилась при непосредственном участии представителей Русской Православной Церкви. С 15 сентября 2016 года в НИПКиПРО функционирует постоянно действующий семинар по основам православной культуры для учителей ОРКСЭ. Занятия проводятся два раза в месяц по четвергам, расписание занятий опубликовано на главной странице сайта ООПНМ.

Добрый и четкий рассказ об основах православной культуры — это не агитация, не давление на родителей, не уговаривание их, а такое свидетельство о православной культуре России, которое должно содействовать свободному и осмысленному выбору родителями учащихся того учебного предмета (модуля), который они пожелают избрать для своих детей.

При желании родители и учителя могут подробнее познакомиться с целью, задачами и содержанием учебного предмета «Основы православной культуры» здесь, на сайте Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии http://oopnm.ru.

 Председатель Отдела образования и просвещения
Новосибирской Митрополии протоиерей Борис Пивоваров