Святые отцы о смиренном служении ближним

ЖМП. 1984. № 12. С. 50

Все дела свои делай в смиренномудрии во имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и через это плод твой вознесен будет до Неба.
Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело.
Смиренный не устанавливает собственной своей воли… но повинуется истине. (Преподобный Ефрем Сирин)


В том-то и состоит истинное смиренномудрие, чтобы смиряться во всем и называть себя меньшим.
Никто так не страшен демонам, как смиренный.
Смиренный угоден и приятен всем, живет в постоянном мире и не имеет никакой причины к вражде.
Ничто так не делает христианина достойным удивления, как смиренномудрие. (Святитель Иоанн Златоуст)


Если заповедано нам полагать душу друг за друга, то кольми паче обязаны мы оказывать послушание друг другу и покорность, чтобы стать подражателями Господу. (Преподобный Ефрем Сирин)


Смиренномудрствуй больше, а не говори только смиренно, чтобы не иметь вблизи себя обличения словом в делах. Лучше же сказать, в словах показывай дела, чтобы слова были отображением дел, а не опровергались делами.
Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренные и непритворные нрав и слово.
Кто с добродетелью смирения соединился браком, тот кроток, приветлив, милосерд; более же всего тих, беспечален, бодр, неленостен… бесстрастен.
В том, кто соединяется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только где дело идет о вере.
Священная двоица — любовь и смирение: первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.
Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.
Путь к смирению — послушание и правость сердца, которые естественно сопротивляются превозношению.
Бог двери милосердия Своего не заключает для тех, кто стучится со смирением.
Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее, одним словом, почитать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, — сие есть совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей. Ибо как деревья, когда на них бывает много плодов, плодами же приклоняют ветви книзу; ветвь же, на которой нет плодов, подымается вверх и растет прямо. Есть же некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветви растут вверх, если же кто возьмет камень, привесит его к ветви и нагнет ее книзу, тогда она даст плод, — так и душа, когда смиряется, тогда приносит плод и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. (Преподобный авва Дорофей)


Пусть лучше предполагают тебя необразованным за неумение прекословить, нежели одним из мудрых — за бесстыдство.
Где произрастает смирение, там источается Божия слава.
Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту. (Преподобный Исаак Сирин)


Глубина смирения — сей спасительной жертвы — должна быть измеряема мерою грехов… И милостыня, и вера, и удаление от мира, и самый великий подвиг мученичества, и всякие другие жертвы возжигаются от воспламенения сей жертвы, то есть сердечного сокрушения. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Для сей единой жертвы (чтобы была и сохранялась в нас) бывают болезни, скорби, тесноты, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные — всё для того, чтобы всяким богобоязненным приносима была Богу сия жертва. Кто стяжает сию жертву — сокрушение со смирением, тому некуда пасть, потому что он считает себя ниже всех. И Бог сошел на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтобы в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Некогда три инока, не имевшие в сердце своем любви к ближним, пришли к одному опытному в духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: «Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет; что мне будет за это?» Старец отвечал: «Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет». За первым второй приступил и тоже сказал: «А я, отче, все Священное Писание переписал для себя!» Старец сказал: «И тебе нет пользы». Тогда третий воскликнул: «А я, отче, чудеса творю!» — «И тебе нет пользы, — сказал и этому старец,— ибо и ты любовь отгнал от себя». Потом, обратившись ко всем, сказал: «Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите и тогда спасетесь». («Пролог» / Под ред. протоиерея В. Гурьева. М., 1912. С. 395–396)


Назад к содержанию