Святые отцы о Воскресении Христовом

ЖМП. 1985. № 5. С. 35–36

Едва праведники увидели свет во аде, как с радостью пошли навстречу Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели они, когда видели Господа своего распинаемым. По щедротам Своим дал Он нам жизнь и нас, смертных, присоединил к ангелам. Нас, человеков, уловила в свои сети смерть, но Он пришел по благости Своей и избавил нас от нее. Хвала Тебе, Господь ангелов, — явление Твое возвеселило сетовавших во аде. Удалилась и исчезла теперь ночь — и творению воссиял свет Его. Сошел Он с высоты, избавил нас и вновь восшел, и вот сидит одесную Отца. Все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его жаждут встретить Его во Второе пришествие. Сошел Он во ад, и там воссиял Его свет и разогнал тьму среди мертвых во аде… ­Воскресивший мертвых отверз гробы и в этом показал нам образ оного великого дня.
Христос умерщвляет смерть, низлагает сатану; Он — радость горних, Он — упование дольних. (Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии)


Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть: смерть от грехов и смерть плоти. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Слова 7-го)


Он был пригвожден ко кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по ланитам и издевались над Ним… и все это Он претерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть врата Неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни — ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Слова о соблазнах)


День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола.
Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы на Святую Пасху)


Смерть Господа даровала нам бессмертие. Сойдя во ад, Он сокрушил силу его и разрушил его могущество. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы 14-й на Книгу Бытия)


Господь распят на древе, чтобы разрушить грех, происшедший чрез древо… (Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы в Святую и Великую Пятницу)


Предан за нас Тот, Который неотделим от лона Отца. Слово вознесено на крест и умерло по человеческой природе, но оставалось и пребывает бессмертным по Божественности, которая в Нем. Из двойной природы Он соделался одним Христом, поэтому Он претерпел смерть телом, которое было соединено с Божеством. Плоть, которая перенесла мучения, была Богом — и было бессмертным Божество, которое облеклось в тело. Божество соделало Богом плоть, и она была соединена со Словом так… что то, что умерло и было погребено за нас, тоже воскресло по Божеству и ниспровергло преисподних. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Слова о святителе Григории Великом)


Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово. Твой нрав, Твоя благость и кротость превосходят помышления всех земнородных. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Божественных гимнов)


Бог Воплотившийся принял смерть ради (из-за) греха (человечества) и именно для того, чтобы благодатию Его могли не грешить более те, кто верою приемлют Христа, как Господа, — ради избавления их от греха — закланного, умершего и Воскресшего тридневно от гроба. Отсюда очевидно, что те, кто грешат, еще не приняли Его, ибо Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12), которые не могут грешить. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Слова 28-го)


Ты, Христе, — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — рай зеленеющий, Ты — чертог Божественный, Ты — неизреченная таинница, Ты — (общая) для всех трапеза, Ты — хлеб жизни, Ты — питие совершенно новое. Ты и чаша воды, и вода жизни; Ты для каждого из святых — светильник неугасимый; Ты и одеяние, и венец, и Раздаятель венцов; Ты радость и упокоение; Ты утеха и слава; Ты веселие; Ты и радование. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Божественных гимнов)


Небо, и земля, и все, что на них, да славословит вместе с нами Возвеличившего род наш, потому что обновил Он (Господь) образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам.
И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства. (Преподобный Ефрем Сирин)


Господь из любви к нам все претерпел: исшед из самых недр Отеческих, благоволил принять образ раба (Флп. 2, 7), испытать все человеческие нужды, потерпеть озлобления и бесчестие, наконец, приял Крест и исполненную поношения смерть, чтобы посредством веры в Него ­избавить нас, обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов. (Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы 34-й на Книгу Бытия)


Когда соделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу (1 Кор. 13, 12), тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники — в суде, потому что всякий грех будет истреблен судом Божиим. (Святитель Василий Великий)


Что имеет теперь душа, то обнаружится тогда в теле. (Преподобный Макарий Египетский)


По гласу Сына Божия распадутся гробы, востанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего воскресения. (Преподобный Ефрем Сирин)


Назад к содержанию