Святые отцы о покаянии

ЖМП. 1988. № 1. С. 44

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.
Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.
Срок покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвятому, неведомому суду Его.
Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие.
Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное.
Со стороны человека для успешного и плодотворного покаяния необходимо: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом еще издали видит Бог: видит и уже спешит ему навстречу.
Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. (Епископ Игнатий (Брянчанинов)


Истинное покаяние состоит в следующем: мы должны оставить прежние грехи и ими, как мерзостью, гнушаться; об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога, исповедоваться духовнику и всячески избегать других грехов; прощать ближнему согрешения, чтобы нам самим Бог оставил их… любовь и милость проявлять ко всем, чтобы самим получить милость: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7); смирять себя, ибо смиряющий себя вознесется; никого не осуждать, ни на кого не клеветать; молиться Богу всегда, чтобы не впасть в искушение. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41), — говорит Христос.
От истинного богопознания происходит истинное покаяние.
Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию. (Святитель Тихон Задонский)


Господь начал проповедь Свою так: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие, но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «выходите на Суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что сделал на земле благого или злого. Итак, пока есть время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех, приходящих с искренним сокрушением о прошедшем и с желанием впредь поработать Богу усердным исполнением Его святых заповедей. Для каждого из нас конец века — смерть; она — дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? — и, определив, без жалости к себе примись за труды, чтобы заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда уже не будет выхода. (Епископ Феофан Затворник)


Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога. Покаяние не составляет убытка для приносящего его, чтобы разумели, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявить грехи свои, не желая издержек, и скудость в принесении жертв служила прикрытием пороку. Христос устранил это, даровав Покаяние, этот безубыточный жертвенник. (Преподобный Ефрем Сирин)


Назад к содержанию