Святые отцы о кротости

ЖМП. 1982. № 3. С. 37–38

О блаженное богатство — кротость! Она прославляется всеми. (Преподобный Ефрем Сирин. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 139)


Поспешите христиане стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и каждый из вас мог с радостью сказать: «Мене же за незлобие приял и утвердил мя ecи пред Тобою в век» (Пс. 40, 13). (Преподобный Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 58)


Кто благородно переносит оскорбление и удары, тот побеждает раздражающихся. (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 391) Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении. (Святитель Тихон Задонский. Творения. Т. 4. М., 1899. С. 236)


Не так скоро врач, какое бы он ни прилагал старание, освободит от горячки, как человек великодушный дуновением своих слов охлаждает человека раздражительного, пламенеющего гневом. Но что я говорю о враче, и раскаленное железо, опущенное в воду, так скоро не теряет своей теплоты, как человек вспыльчивый, если встретится с душой терпеливой. (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 67, 68). Если ты хочешь победить своих врагов без борьбы, победить без оружия, укротить без труда и покорить себе, будь кроток, терпелив, тих и незлобив, как агнец, и ты одолеешь, победишь, укротишь и покоришь. (Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. М. 1895. С. 704, 705)


Иное дело — безгневие новоначальных в духовной жизни, происходящее от покаянного плача, а иное — невозмутимость (неподвижность на гнев), бывающее в совершенных. В первых гнев связан слезами (покаяния), как некоторою уздою, а в последних он умерщвлен бесстрастием, как змий мечом.
Я видел трех иноков, вместе потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал, другой порадовался за себя, что потерпел бесчестие, но опечалился об укорившем его, третий же, представив в уме вред ближнего, пролил о нем теплые слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и любви. (Преподобный Иоанн Лествичник. Добротолюбие. Т. 2. М., 1896. С. 533)


Воспримем ангельскую кротость, и, как бы тяжко мы ни были оскорблены, представим себе собственные наши согрешения, вспомним о награде, какая ожидает нас за соблюдение этой заповеди, и, умягчив гнев, укротим волны, чтобы нам и настоящую жизнь пройти безмятежно, и по отшествии туда (в загробную жизнь) найти для себя Господа таковым, каковыми мы были со своими собратьями. (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. СПб., 1911. С. 231)


Переноси благодушно, если возможешь, оскорбление. Подвиг этот велик, он выше всех добродетелей. («Отечник, из изречений Египетских подвижников, собранных епископом Игнатием Брянчаниновым». СПб., 1903. С. 369)


Переноси обиду и губами замкни дверь раздражению — это послужит твоему преуспеянию. (Преподобный Нил Синайский. Творения. Т. 1. М., 1858. С. 228)


Будь мудр, молчанием загради уста клевещущих на тебя, не оскорбись, если будут худо говорить о тебе: это — действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствие человеку (христианину) к получению духовного разума, обретаемого в кротости (Преподобный Антоний Великий. Отечник). Христианам неприлично хулящих хулить, укоряющих укорять; это и вере христианской противно. (Святитель Тихон Задонский. Творения. Т. 4. С. 236)


Когда обличают (тебя), надо или молчать, или кротко защищаться, если обличение клеветливо, но не для того, чтобы поставить (настоять на своем), а чтобы поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению. (Преподобный Илия Экдик. Добротолюбие. Т. 3. М., 1889. С. 426)


Веруй, что бесчестие и укоризны — суть лекарства, врачующие гордость твоей души, и молись об укоряющих тебя как об истинных врачах твоей души («Душеполезные поучения преподобного Аввы Дорофея». Поучение 17. М., 1888. С. 184)


Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай (с возмущением и ропотом) — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). В правую ланиту (щеку) на самом деле ударить неудобно. А это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет обозначать удар в правую ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар терпеливо, подставив при этом левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и убедишься, что достоин наказания. (Оптинский старец Амвросий. «Прибавление к Церковным ведомостям», 1905. № 7. С. 291)


Мы должны являть себя кроткими ко всем людям, руководствуясь не желанием пустой славы. Иной по тщеславию и ради человеческой молвы может притворяться кротким и надевать личину доброты, но это обманчиво, если у него отсутствует истинная, сердечная, укоренившаяся кротость. (Епископ Феофан. «Толкование пастырских посланий святого апостола Павла». Изд. 2-е. М., 1894. С. 128)


Будь снисходительно-жалостлив к людям. (Преподобный Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1. С. 106). Щадя других и не изъявляя им своего гнева, сам найдешь пощаду (за свои грехи) у Бога. (Преподобный Нил Синайский. Творения. Т. 1. М., 1858. С. 178)


«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово, и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя, и не скажет, или если кто, будучи обманут, кротко перенесет это, не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. (Преподобный Пимен Великий. Отечник, 103. С. 318)


Когда услышим, что кем-то причинено нам зло, противопоставим сему доброе свое желание — не воздавать ему в своем сердце, не поносить его, не осуждать и не оглашать, предав его во уста всех. (Преподобный Авва Исаия. Добротолюбие. Т. 1. С. 365)


Если кто станет осмеивать тебя, злословить и оскорблять, то вспомни о твоем Владыке. Ему поклонялись с насмешкой, Его бесчестили словами и делами, над Ним много издевались перед тем, как распять, а Он не только не мстил тем же, но за все воздавал противным — кротостью и терпением. Ему-то станем и мы подражать. (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 24)


Взирайте на человеколюбие Владыки, призывает блаженный Феодорит, сколь многих грехов оставление Он даровал? Посему подражайте Владыке и каждый да прощает согрешение, соделываемое против него братом. (Епископ Феофан. «Толкование пастырских посланий святого апостола Павла». С. 193–196)


Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном простом веˆдении, но кто изъявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди. (Преподобный Марк Подвижник)


Послушливый на том месте пребывает, куда призван, и не предается унынию.
В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовию.
Послушливый готов на всякое доброе дело. Им нелегко овладевает вспыльчивость.
Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и смиренномудрии. (Преподобный Ефрем Сирин)


Назад к содержанию