Мысли святых отцов о любви

ЖМП. 1956. № 5. С. 33–37

Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Возвести нам, о ты, прекраснейшая из добродетелей, где ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне? (Песн. 1, 6).
Желаю я узнать, как видел тебя Иаков утвержденною на верху лествицы? Скажи мне, какой вид был оного восхождения? Что означает самый образ лествицы, и расположение степеней ее, тех восхождений, которыя полагал в сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной?.. — Тогда она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: доколе ты, любитель мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой я утверждаюсь. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Ныне же пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любовь, больше же всех любовь, ибо ею именуется Бог. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением… Слово о любви известно ангелам; но и тем по мере их просвещения… Поэтому по качеству своему любовь есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему она есть упоение души; а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Какое слово изобразит любовь Божию к нам? — Пораженный величием оной, Иоанн восклицает: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). Если тебе хочется услышать Самого Господа, как Он изображает любовь Свою к нам, то послушай, что Он говорит чрез пророка: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). Слова сии показывают, что любовь Божия к нам горячее всякой другой любви… Представим себе, сколько Он сделал для нас, — самое небо, землю, земные произрастания, животных, звезды небесные, порядок времени, словом сказать, все видимое. Он вложил в нас душу, одарил нас разумом, почтил высокою властию. Посылал к нам ангелов, посылал пророков и, наконец, Сына Своего Единородного дал нам… Поистине прилично ныне воскликнуть: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115, 3). (Святитель Иоанн Златоуст)


Как же нам возлюбить Бога?.. Размыслив о благодеяниях Божиих, касающихся всех вообще, и столь обильных, что невозможно и исчислить их, будем все представлять то, что Он сделал для каждого из нас, и размышлять о том каждый день… Пусть каждый из нас помыслит сам в себе и тщательно припомнит; не отправлялся ли он когда-нибудь в путь неблаговременно, и избегнул опасности; не имел ли когда-нибудь дела с негодными людьми, и вышел победителем; не впадал ли когда-нибудь в болезнь, и сверх всякого чаяния выздоравливал?.. Будем припоминать и тщательно наблюдать, в чем мы согрешили против Бога и какие блага Он даровал нам… Если кто может припомнить и давние благодеяния Божия, пусть тщательно размышляет о всем, и найдет в этом великое сокровище. (Святитель Иоанн Златоуст)


Посмотри, — чего нет у Господа. Чего бы ты ни пожелал, всё то есть у Него, и есть в неописанной и неистощимой полноте. Блаженства ли желаешь? Истинное и вечное блаженство у Него. Красоты ли ищешь, — Он краснейший добротою паче всех человек (Пс. 44, 3). Мудрости ли ищешь, — ипостасная Божия Премудрость Он есть. Веселие ли лю­бишь, — радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих — Он есть. Утешение ли потребно тебе, — кто утешит тебя, кроме Иисуса? Покоя ищешь? — Он есть покой вечный душам, любящим Его. Жизни желаешь? — У Него источник жизни. Заблудиться опасаешься? — Он есть путь. Прелести ли боишься? — Он есть истина. Словом — всякое совершенство, и всякая красота и доброта, которых не может не любить человеческая душа, у Него есть. Понудь ум свой постигнуть сие, и не можешь не возлюбить Господа. (Святитель Тихон Задонский)


По каким степеням можно восходить на высоту любви? — Кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским (ибо его заставляет уклоняться от пороков страх будущих мучений в геенне), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния… Но он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну… Этой третьей степени совершенства мы не иначе можем достигнуть, как возлюбивши Бога единственно по побуждению любви… Кто удостоится достигнуть сей степени совершенства, тот… переходит в состояние усыновления, в котором не имеет места ни страх, ни корыстное желание, но непрерывно действует «николиже отпадающая любовь». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)


Мучимые в геенне поражаются бичем любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. (Преподобный Исаак Сириянин)


Таково естество любви: насколько мы удаляемся от Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом. (Преподобный авва Дорофей)


Жизнодавец совершенство заповедей связал и заключил в двух заповедях, объемлющих собой все прочие, — в любви к Богу и в подобной ей любви к твари, то есть в любви к образу Божию. Первая удовлетворяет цели духовного созерцания, а вторая созерцанию и деятельности. (Преподобный Исаак Сириянин)


Три есть добродетели, которые всегда подают свет уму: невидение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения. Эти три добродетели рождают другие три, большие их: первая из них рождает любовь, вторая стяжевает мир, третья приносит кротость. (Преподобный авва Исаия)


Как сделать, чтобы мы любили друг друга? Наперед устраним то, что противно любви, тогда приобретем и ее. Пусть никто не помнит зла, не завидует, не радуется о зле. Это препятствует любви… Все мы живем в одной вселенной, питаемся одними и теми же плодами. Этого мало; мы сподобляемся одних и тех же таинств, одной и той же духовной пищи. Вот побуждения к любви! Но как, скажут, нам сохранить теплоту любви? А что возбуждает любовь плотскую? — Телесная красота. Сделаем же души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу… Будем добрыми, и мы достигнем, что всегда будут любящие нас. (Святитель Иоанн Златоуст)


Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновных перед нами… Впрочем, если ты примиришься по прошению обидевшего, то любовь будет плодом усердия обидевшего, — почему ты и остаешься неувенчанным, тогда как тот получит награду. (Святитель Иоанн Златоуст)


Нелегко найти превосходнейшую добродетель и отдать ей первенство и преимущество… Но если, по учению Павла и Самого Христа, первою и важнейшею заповедию должно почитать любовь, как сокращение закона и пророков, то превосходнейшую часть ее должна составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода. Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие… Ни за что так не награждает Он Своим человеколюбием, как за человеколюбие. (Святитель Григорий Богослов)


Ничто так не питает любви, как милостыня. (Святитель Иоанн Златоуст)


Весь закон, данный от Бога людям, совмещается в любви, которая имеет две ступени, так как и закон двояк есть — ветхий и новый. Взошедший на первую ступень оставил землю долу; а взошедший на вторую, — достиг и небес. Ветхий закон говорит: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе», а новый говорит: «люби и врага твоего»; говорит еще: и душу свою положи за друга твоего. Итак, кто возлюбил врага своего, тот взошел на вторую ступень или взошел на небеса. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Если кто-нибудь тебе досадит или как-нибудь опечалит, то ты, по слову отцов, помолись о нем как об оказавшем тебе великую пользу и врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо любовь есть узда раздражительности. (Преподобный авва Дорофей)


Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешниками за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Помни, что и ты причастен земного естества, и делай добро всем. (Преподобный Исаак Сириянин)


Если ты истинно любишь ближнего, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц. (Преподобный Исаак Сириянин)


Если кто скажет тебе жесткое слово, не вздымай на него сердца своего, но поспеши положить ему поклон прежде, чем родится в сердце твоем неудовольствие на него или чувство обиды, потому что вслед за этим быстро приходит гнев. (Преподобный авва Исаия)


Когда ты желаешь быть чему, а тот, с кем живешь, не желает тому быть, откажись для него от желания своего, чтоб не произошло пре­ния, — и тот не опечалился. (Преподобный авва Исаия)


Когда вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань и помолись Богу от всего сердца своего, чтоб Он простил ему, — и помысл отмщения отойдет от тебя. (Преподобный авва Исаия)


Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что-нибудь доброчестное. Ибо сим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его чувствовать стыд от того приветствия, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели. (Преподобный Исаак Сириянин)


Тогда всякий познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что он плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе. (Преподобный авва Дорофей)


Когда нам делают добро, признательность требует помнить его; а когда делают зло, любовь понуждает забывать его. (Святитель Амвросий Медиоланский)


Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и духовным раем можем мы переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха… Страх вводит нас в корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни, и путеводит к божественной пристани, которая есть любовь. (Преподобный Исаак Сириянин)


Все добродетели хороши, но надобно чтобы они имели голову и ноги, подобно телу; и как телу нельзя быть без головы и ног, так и им. Ноги добродетели — смиренномудрие, а голова — любовь. Под любовию находятся: благоутробие, сострадание, милостивость, щедродательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати… Любовь есть как бы престол херувимский, носящий Бога, восседящего на нем, ибо на ней почивает Бог; сама же она в свою очередь носима бывает смиренномудрием, как ногами, вместе со всем телом добродетелей. (Преподобный Симеон Новый Богослов).


«Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя… и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21). Где со тщанием исполняются заповеди Божии, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После сего явления Спасителя приходит и совершенная любовь. Ибо если не будет явления Христа в нас, то мы не можем ни веровать в Него, ни любить Его как должно. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Любовию все домостроительствуется ко спасению: смерть упразднена, ад низложен… Любовию из ангелов и человеков соделано единое стадо… Любовь, уловив в мрежу ловцов рыб, соделала их ловцами человеков; она подвизалась с мучениками, она горы и вертепы наполнила псалмопениями. Но где остановлюсь, преследуя непостижимое? Кто в состоянии изобразить преимущества любви? (Преподобный Ефрем Сирин)


Назад к содержанию