Святые отцы о посте и воздержании

ЖМП. 1984. № 3. С. 44

Если желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь твою телесными трудами. В них — начало жития. (Святой Исаак Сирин)


Прекрасен труд поста потому, что он облегчает душу нашу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых. (Святитель Иоанн Златоуст)


Пост возводит любящих его на Небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми. (Он же)


Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающие плоти не могут взойти на Небо. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Пост есть лекарство — разрушительное для греха и — мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия. (Святитель Иоанн Златоуст)


Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. (Он же)


Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постишься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый. (Он же)


Невозможно и плоть наполнять досыта, и духовно наслаждаться «умными» Божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ. Напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовным. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Кто постится, тот становится легким, и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. (Святитель Иоанн Златоуст)


Пост и тело сохраняет в большем здравии. Не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, становясь легким, укрепляется для принятия даров. (Он же)


Пост — защита души и непобедимое оружие тела. (Он же)


Подобает питание телесное соразмерять с состоянием сил и крепости тела. Когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, когда немощствует, несколько послаблять ему. (Блаженный Диадох)


Если подвизаетесь законно, то не надмевайтесь тем, что поститесь. (Преподобный Исидор Пелусиот)


Кто постится по тщеславию или думая о себе, что он совершает добродетель, такой постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя великим. И оказывается, что он не только не положил камень, но снял два, и находится в опасности разрушить всю стену чрез осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретает целомудрие, а посредством него придет в смирение, как говорят отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно. (Авва Дорофей)


Пост есть хранение ума, истребление сердечной бесчувственности. Пост есть дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение. Пост есть чистота молитвы, светлость души. Пост есть разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, предшественник всех добрых дел. (Святой Исаак Сирин)


Пост — собеседник девственниц, пост — защитник кающихся, пост — супруг молитвы, пост — помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост — вода, наполняющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших. (Святитель Иоанн Златоуст)


Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сиротам не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие — великое зло. Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? (Он же)


Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, благочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии. (Он же)


Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда, но он отослал эту кисть к одному больному брату, которому хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат сей послал его другому брату, хотя ему самому хотелось этой снеди. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же, хотя ему и самому очень хотелось съесть его. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел съесть его. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братий. (Палладий, епископ Еленопольский. — Лавсаик)


ЖМП. 1956. №3. С. 34–37

Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2, 17). А сие: «не снесте» — есть узаконение поста и воздержания. (Святитель Василий Великий)


Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. «Ибо не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9, 12). Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля… терния и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3, 17–18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом. (Святитель Василий Великий)


В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, св. Апостолы установили… чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы. (Преподобный Авва Дорофей)


Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь1 это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, — и все здание добродетели рушится. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением… но осуждением, мучением и увеличением наказания. (Святитель Иоанн Златоуст)


Есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем, ограждают себя объядением, и, до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лице поста. И если я спрошу тебя: для чего ты сегодня идешь в баню? — ты скажешь: чтобы с чистым телом встретить пост. А если спрошу: отчего упиваешься? — ты опять скажешь: оттого, что готовлюсь вступить в пост. Но не странно ли этот прекраснейший пост встречать с телом чистым, а с душею нечистою и опьяненною? (Святитель Иоанн Златоуст)


Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)


Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя. (Святитель Иоанн Златоуст)


Есть два вида чревоугодия: гортанобесие и чревобесие. Первый вид — когда человек ищет приятности пищи; он не всегда хочет есть много, но желает вкусного и побеждается его приятным вкусом. Чревобесие — многоядение, когда человек и не заботится о вкусе снедей, но стремится наполнить чрево свое. (Преподобный Авва Дорофей)


Пусть не будет неумеренности; это весьма много способствует здоровью и крепости нашего тела. Не видите ли, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головы? Откуда умножение испорченных мокрот? Откуда бесчисленное множество других болезней? Не от неумеренности ли? Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых. (Святитель Иоанн Златоуст)


Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа. (Блаженный Диадох)


Надобно обращать внимание, чтоб, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий… Думаю, что знак самой лучшей распорядительности — следовать положенным уставам. (Святитель Василий Великий)


Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило… — различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу, но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)


Должно поститься умеренно и оказывать телу самую необходимую помощь, но так, чтобы не сластолюбие руководствовало в избрании снедей, а рассудок со всею строгостью определял потребность. Ибо при ­таковом душевном расположении вкушающий пищу оказывается в любомудрии нимало не ниже невкушающего, а по намерению соблюдает не только непрестанный пост, но и неядение, попечением же о теле заслуживает похвалу, как наилучший домостроитель. (Святитель Василий Великий)


Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. (Святитель Тихон Задонский)


Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло. (Святитель Иоанн Златоуст)


Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какой именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделение плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. (Святитель Иоанн Златоуст)


С постом всегда должна быть соединена молитва… И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. (Святитель Иоанн Златоуст)


Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы. (Преподобный Исаак Сириянин)


Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев — молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: «Корнилие, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша» (Деян. 10, 3–4). (Святитель Иоанн Златоуст)


Пост от милостыни заимствует свою твердость… Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. (Святитель Иоанн Златоуст)


Воздержание от пищи, соблюдаемое на показ, ненавидит душа Господня;·но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение. (Святитель Василий Великий)


Утесняй чрево воздержанием, и заградишь тем себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Ибо и ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, пребывал в сем деле — в посте. (Преподобный Исаак Сириянин)


По пресыщении нашем дух чревоугодия отходит и посылает на нас духа блудного, извещая его, в каком состоянии мы находимся, и говоря: «Иди и возмути такого-то; чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Этот, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Пост — мать смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост — матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели. (Святитель Иоанн Златоуст)


Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


С трапезы постящихся… заимствуй себе врачевство жизни и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный, и труд поста и подвиги их претворяет в неисповедимую сладость Свою; и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. Я знаю одного из братий, который ясно видел это своими собственными глазами. (Преподобный Исаак Сириянин)


Назад к содержанию