Святые отцы о вере

ЖМП. 1984. № 7. С. 48

Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют не испытывая.
Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление.
Вера пребывает с имеющими ее. Она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее, не может быть похищена ворами, недоступна для грабителей, ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все (потребное) с готовностью. (Святитель Иоанн Златоуст)


Вера требует единого, чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов (доказательств). (Преподобный Исаак Сирин)


Авва Форт говорил: «Если Богу угодно, чтобы я жил, то Он знает, как это устроить; если же не угодно Ему, то зачем мне жить?» Он, хотя лежал на одре болезни, принимал подаяния не от всех. «Если кто принесет мне что-нибудь для меня, — говорил он, — а не для Бога, то мне нечем заплатить ему, и от Бога он не получит награды, потому что принес не для Бога». («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»)


Несомненность веры в людях высоких душою открывается по мере того, как нравы их делаются внимательными к жизни по заповедям Господним. (Преподобный Исаак Сирин)


Вера и добрые дела суть две вещи, которые неразрывно связаны между собою. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая, у кого мало веры — мало и благодати. Надлежит помнить и то, что одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры. Явлением же ее силы служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел. Ибо для оживотворения (выражения веры) необходима сила, обладая которой можно это совершить. Итак, поскольку невозможно угодить Богу без веры (но только добрыми делами по вере), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией. Вера же разумеется не только в том, чтобы веровать во Христа и во все словеса Его, но больше в том, чтобы дерзать о Христе и в сердце носить уверенность, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить.
По мере веры нашей получаем мы и помощь на творение воли Христовой. Так, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них.
Посредницею между Богом и людьми поставлена вера (в Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру в Него. Чтобы Бог, зная, что мы бедны (духом) и что совершенно ничего не можем принести Ему для своего спасения, кроме одной веры, за эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Все это и дарует Он доселе всем, кто от всей души верует во Христа Господа. И не это одно, но и все то, что обетовал в Святом Евангелии, что всеконечно получим чрез Него, то есть блага иной земли, которые наследуют кроткие с великим веселием и радостью сердец их. Дарует все это, чтобы Христос соединился с нами и чрез Него мы соделались едино с Богом и Отцом Его, сочетавшись в то же время и с Духом Святым. Все указанное мы действительно получаем, если верно соблюдаем то, что обещали соблюдать в Святом Крещении, и избегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда мы — истинно верующие, показующие веру свою от дел своих. И какой Он есть, такими святыми и совершенными и все всецело небесными соделываемся мы — чадами Бога Небесного и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам.
Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви. (Святитель Иоанн Златоуст)


ЖМП. 1985. № 7. С. 41

По мере веры нашей получаем мы и помощь на творение воли ­Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силу на дела по заповедям.
И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Слова 30-го)


Посредницей между Богом и людьми поставлена вера в Спасителя, чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны (духом) и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за эту веру помиловал нас и подал оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Это все и дарует Он даже доселе всем, кто от всей души верует во Христа Господа. И не это одно, но и всё то, что обетовал Он в Святом Евангелии. Это все, конечно, получим чрез Него, то есть блага иной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостью сердец их (Мф. 5, 5). Бог дарует всё то, чтобы Христос соединился с нами и чрез Него мы соделались бы едино с Христом и Отцом Его, сочетаясь в то же время и с Духом Святым. Всё указанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать в Святом Крещении, и избегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, как показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными и все всецело небесными, чадами Бога Небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделались подобными Ему по благодати. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Слова 35-го)


Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и преславное, исповедуя, что Он один есть Владыка, Господь и Творец всяческих и что есть бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизречен. Кто это знает и верует… тому как возможно не предать себя на подвиги благоугождения Ему до готовности самую жизнь принести Ему в жертву, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть, не скажу сыном Его и наследником, но хотя бы одним из верных рабов Его, стоящих близ Него. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Слова 54-го)


Вера есть готовность умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, нищету вменять в богатство, худость и ничтожество — в истинную славу и знаменитость, и в то время, как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь, особенно же вера есть стяжание неисслеˆдимого богатства познания Христа и взирание на все видимое как на прах или дым.
Вера во Христа есть… и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Деятельных и богословских глав)


Вера во Христа есть новый рай, и Бог от сложения мира провидал всех, которые уверовали и имеют уверовать в Него, коих призвал и будет призывать до скончания мира, призвав — оправдал и будет оправдывать, оправдав — прославил и будет прославлять, показывая их сообразными образу славы Сына Своего чрез Святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно соделывая их сынами Божиими и·претворяя их в новых из ветхих и в бессмертных из смертных, с возложением на них заповедей, подобно тому, как возложил их на Адама. (Преподобный Симеон Новый Богослов. Из Слова 26-го)


Назад к содержанию