Святые отцы о крестном знамении

ЖМП. 1986. № 9. С. 37; № 10. С. 47

Не только Крест Господень, но и самое крестное знамение дано нам, как израильтянам обрезание: этим знамением верные отличаются от иноверных. (Преподобный Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»)


Должно изображать Крест правой рукой. Полагая на чело три больших перста, говори: «Во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе это святое знамение Креста, заключи словом: «Аминь». Или, когда изображаешь Крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». («Православное исповедание»)


Мы изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа. (Святитель Иоанн Златоуст. Слово 38)


Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу. (Он же. Слово на поклонение Честному Кресту)


Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости. (Он же)


Если ты будешь всегда употреблять Святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90, 10). (Преподобный Ефрем Сирин. Слово о Честном и Животворящем Кресте)


Всегда запечатлевай себя Крестом, и зло не прикоснется к духу твоему. (Он же)


Назнаменуем животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всем теле своем и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, чтим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. (Он же)


Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и востание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен. (Он же)


Когда авва Иулиан удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, ненавистники Христа, задумали отравить его. Епископ принял чашу с отравленным вином и по вдохновению свыше узнал о злом умысле и о том, кто это подстроил. «Если вы хотите отравить смиренного Иулиана, я выпью это вино, — сказал он и трижды крестообразно осенил чашу: — Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Выпив отраву при всех, он остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали пред ним и просили у него прощения. («Луг духовный»)


Назад к содержанию