Святые отцы о сострадательности

ЖМП. 1984. № 8. С. 44

Не оставляй в пренебрежении сострадательность — она Благого Владыку низвела с Неба. (Преподобный Нил Синайский)


Прекрасная помощь тебе в день Суда, если оказывал ты здесь сострадание людям.
Великой скорби и болезней исполнено наше тело. Потому, зная немощь естества своего, не будем гордыми и несострадательными, но взаимною сострадательностью станем умилостивлять Создателя, Который может убелить1 и потом исцелить, низвести во ад и возвести из ада. (Преподобный Ефрем Сирин)


Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим за них наказанию.
Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к людям. Через это мы соделаемся достойными благ как здесь (в земной жизни), так и там (в вечной жизни).
Будем же человеколюбивы и сострадательны к ближним, чтобы и в настоящей жизни избежать сетей, и в день будущий получить от Бога прощение.
Сострадание к людям, находящимся в несчастии, доставляет нам великое дерзновение пред Богом.
Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом благоугодить Богу и достигнуть благ, обещанных любящим Его.
Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью благочестия. (Преподобный Нил Синайский)


Не чуждайся сострадания на том основании, что ты далеко стоишь от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен несчастье его считать общим. Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его. Разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты делаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства.
Если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других, погибающих не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом.
Как можешь ты желать, чтобы Бог был кроток и милостив к тебе, когда сам ты остаешься жесток и безжалостен к другому? (Святитель Иоанн Златоуст)


Да не будут речи о том, трудно ли дело, которое должно совершить (для человека), но о том — полезно ли оно для совершающих. И если польза от него велика, то не должно обращать внимания на трудность… Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастьях. Поскольку одна природа управляет всем человечеством… то должно постоянно помнить евангельское увещание, которое советует: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение… Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукой тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани упокоения. Жизнь твоя еще не дошла до берега, еще ты носишься по морю жизни. Каким покажешь себя к потерпевшему несчастье, такими готовишь себе и спутников твоего плавания. Да устремимся все вместе к пристани упокоения, благополучно направляемые в предлежащем нам житейском плавании Духом Святым! Да будет присуще нам делание заповедей и кормило любви, верно направляемое нами. (Святитель Григорий Нисский)


Был некоторый игумен, отец общежительного монастыря, святой по жизни, украшенный всеми добродетелями, милостивый к нищим. Он молился Богу, говоря: «Господи! Знаю, что я грешен, но, надеясь на Твою, Владыко, благость, уповаю спастись ею. Умоляю эту благость Твою, Владыко: не разлучи меня с духовной семьей моей и в будущий век, но сподоби чад моих со мной вечной жизни!». Часто повторял святой эту молитву. На эту молитву Господь дал ответ следующим образом.
В другом монастыре, находившемся не в дальнем расстоянии от их монастыря, был праздник. Приглашен был на праздник игумен с монахами его. Он не хотел было идти, но пошел, услышав во сне глас: «Пойди на праздник, только пошли учеников твоих впереди себя, а сам иди сзади них один».
Дорогой монахи его увидели лежащего израненного, расслабленного человека.. Он со слезами рассказал им: «Я был болен, а здесь напал на меня зверь. Изломав меня, он ушел. Некому взять меня и отнести в село». Они сказали: «Мы пеши, ничего не можем сделать тебе, потому что с нами нет осла». Сказав то, они оставили его и ушли.
По прошествии короткого времени пришел игумен и увидел несчастного, который лежал и стонал. Узнав о причине такого положения его, он спросил: «Не проходили ли здесь монахи незадолго предо мной и не видели ли тебя?». Тот отвечал: «И стояли надо мной, и расспросили о случившемся со мной, и ушли, сказав: «Мы пеши, ничего не можем сделать тебе». Игумен сказал: «Если возможно тебе, то пойдем вместе потихоньку». Болящий ответил: «Не могу идти». Игумен сказал: «В таком случае я возьму тебя на плечи мои и, с Божиею помощью, донесу до селения». Тот начал отговаривать его: «Отец! Как тебе одному нести меня? Путь далекий, но пойди туда и пошли за мной». Игумен отвечал: «Жив Господь Бог мой! Не оставлю тебя!». С этими словами он возложил болящего на плечи и понес.
Сперва он чувствовал тяжесть ноши. Потом тяжесть уменьшилась, и еще уменьшилась, почти сделалась неощутимой. Игумен недоумевал, чтоˆ делается, как вдруг тот, которого он нес, сделался невидим. И последовал глас к игумену: «Ты постоянно молишься об учениках твоих, чтобы они сподобились жизни вечной, но у тебя дела одни, а у них — другие. Если хочешь, чтобы прошение твое было исполнено, убеди их поступать так, как поступаешь ты. Я — Судия Праведный: каждому воздаю по делам его». (Отечник и Пролог, 24 сентября)


Назад к содержанию