Святые отцы о гневе

ЖМП. 1981. № 11. С. 40–42

Гнев есть мучительная и лютая страсть. Прочие страсти скрываются удобно, а гнев утаиться не может. (Святитель Тихон Задонский)


Прекрасно сказал Елифаз, друг Иова: Безумного убивает гнев (Иов. 5, 2). Поистине гневный человек подобен бесноватому. (Святитель Димитрий Ростовский). Неразумная страсть гнева во время своего движения и воздействия опустошает всю душу, приводит ее в смятение и омрачает: делает человека подобным зверю. (Преподобный Марк Подвижник).


Речная вода, выливаясь из берегов, делается мутной и грязной, так и чувство гнева, выражаясь в словах, грязнит душу говорящего, оскорбляет слушающего и обоих ведет ко греху. (Святитель Амвросий Медиоланский)


Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так в злопамятной душе — благоухания любви. (Преподобный авва Фалассий). Кем управляет раздражительность, те по большей части имеют несчастный конец, а кем управляет (христианское) благоразумие, те не лишены бывают славы за прекрасные дела свои. (Преподобный Исидор Пелусиот)


Раздражительность — страсть наглая и бесстыдная, за которой следует раскаяние в сказанном и соделанном, и печаль снедает сердце человека, впадшего в нее. (Святитель Иоанн Златоуст). Как бросивший камень вчистый источник мутит его, так ответ, произнесенный с гневом, возмущает ум ближнего. (Преподобный Ефрем Сирин)


Гневливость делается матерью жестокого убийства: гневливость доводит до (оскорбительного) слова, слово — до удара, от удара бывают раны, а за ранами, как знаем, следует и убийство. (Святитель Григорий Богослов)


Если Дух Святой (как определяют и как это действительно) есть мир души, а гнев (как говорится, и это действительно так) есть смятение сердца, то ничто не полагает такой преграды пребыванию Его в нас, как раздражительный гнев. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Представь себе разгневанного, — как он упоен страстью! Он сам себе не хозяин, не узнаёт себя, не узнаёт присутствующих, он неудержим. (Святитель Василий Великий)


Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он своим сердцем сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, не сочтет себя выше его. (Преподобный авва Дорофей). Гнев приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал или кажется онеправдовавшим. (Преподобный Евагрий Подвижник).


Пред рассерженными надлежало бы ставить зеркало, чтобы, смотря в него и смиряясь мыслью пред безмолвным обвинителем (безобразия) их страсти, сколько-нибудь сокращали через это свою наглость. Или пусть будет для тебя этим зеркалом сам твой оскорбитель в нем, если (тебе) достанет охоты посмотреть, увидишь ты сам себя, ибо у страдающих одной болезнью и припадки одинаковы. (Святитель Григорий Богослов)


Солнце да не взойдет во гневе нашем, но будем прощать всем должникам и утвердим любовь, потому что она покрывает множество грехов. Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса или цену блудницы (1 Кор. 6, 15–20). Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тот лжец и сам себя прельщает. (Преподобный Ефрем Сирин)


Ничто человека не губит так, как злоба, — какие бы он ни имел добродетели, однако же всё погубляет злоба. (Святитель Тихон Задонский)


Гнев, ежедневно усиливаясь, пожирает весь успех в добре и крепость несчастной души, и человек тогда живет только для греха и вовсе мертв для правды. (Преподобный Симеон Новый Богослов)


Молитва злопамятного — сеяние на камне. (Преподобный Исаак Сирин). Если порабощающийся страстью гнева воскресит и мертвого, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине своего порабощения гневной страстью. (Преподобный авва Агафон).


Святые отцы о борьбе со страстью гнева

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, это происходит от гордости. (Старец иеросхимонах Амвросий)


Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но прольешь слезы. (Святитель Иоанн Златоуст)


Когда кто-нибудь огорчит тебя, подумай о своих согрешениях против Бога, а также о том, что своим смирением пред Ним ты сделаешь более милостивым суд, когда должен будешь давать ответ за них. (Он же)


Если ты, оскорбленный чем-либо, чувствуешь, что скорбь и гнев объяли тебя, — сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой умирится твое сердце, и тогда можешь говорить с братом. (Преподобный Аммон Нитрийский)


Молчание уст — начальное орудие против гнева, но можно под покровом молчания скрывать памятозлобие, и это — хуже, лучше уж высказаться, хоть и в гневе. (Преподобный Иоанн Лествичник) Хорошо бы совсем не сердиться, но уж когда прорвался гнев, не допускай его до греха. (Блаженный Феофилакт Болгарский)


Кто ради мира терпит сердитого, тот воистину есть сын мира. (Преподобный Нил Синайский). Бывает, что обидчик не находит в обидах сытости, но любомудрием (кротостью) обижаемого поощряется к новым обидам. ­Такого человека надо избегать, как неукротимого зверя. (Преподобный Исидор Пелусиот). Лучше улыбкой пресечь раздражение, чем свирепствовать неукротимо. (Преподобный Ефрем Сирин).


Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, а успокоения других о Господе и найдет успокоение себе. (Он же)


Апостол внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к враждам и смятениям. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань, мужественно сражаясь за истину, однако не против человека враждуй, но против нечестия, а о человеке, напротив, сожалея и щадя его. (Он же)


Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя зло. (Преподобный Антоний Великий). Ты только смирись пред ним (пред тем, кого обидел) и увидишь силу смирения: неотменно с любовью и радостью облобызает тебя, а когда этого, паче чаяния, не сделает, то уже сам своему бедствию виновен будет. (Святитель Тихон Задонский). Когда видишь гневливого ожесточившимся, тогда тем более уступи, потому что самое ожесточение его имеет нужду в большем послаблении… Если услышишь, что кто-нибудь ненавидит, или поносит тебя, или клевещет на тебя, то пошли ему подарок, соразмерный силе твоей, чтобы и тебе с дерзновением сказать в день Суда: оставь мне, Владыко, долги мои, как и я оставил должникам моим. (Из опыта Египетских старцев)


Что может быть мягче, что милосерднее этого повеления: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12)! Тебя сделал Он судиею в прощении твоих грехов. Мало ты простишь — мало и тебе будет прощено, много простишь,— много и тебе будет прощено. (Святитель Иоанн Златоуст). Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобой весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки. И тогда, как водой, угасишь твою скорбь. (Святитель Григорий Богослов)


Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости памятозлобия, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его за трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое душевное или телесное злоключение (несчастье), восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься. (Преподобный Иоанн Лествичник)


Прекрасно сказал Господь: Бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Какая тяжесть, какой труд прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить же прощение в собственных своих грехах и вдруг стать оправданным. (Преподобный Ефрем Сирин)


Назад к содержанию