О том, что не должно полагаться на свой разум

Пятое поучение аввы Дорофея учит жить по воле Божией и не полагаться на свой разум. Духовная зрелость человека начинается тогда, когда он начинает спрашивать родителей или духовных отцов: «Как мне поступить в таких-то обстоятельствах?», «Как мне дальше жить?», «Как спасти свою душу?», «Как достигнуть Царства Небесного?»
————————

abba-dorotheos-book-optina«Премудрый Соломон говорит в Притчах: „имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете“ (Притч. 11, 14). ­Видите ли, братия, силу его изречения? Видите ли, чему учит нас Святое Писание? Оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Ибо что значит сказанное: „имже несть управления, падают аки листвие“? Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец, им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нём это усердие, подобно листу, нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят.
О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают всё с советом, Писание говорит: „спасение… есть во мнозе совете“. Не говорит „в совете многих“, то есть чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но всё открывать и обо всём советоваться — такому и есть верное спасение „во мнозе совете“. Ибо если человек открывал не всё, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то диавол находит в нём одно (какое-либо) пожелание или одно самооправдание, и сим низлагает его.
<…> Когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать её, если верим самим себе и держимся своей воли? Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Видите ли силу сего изречения? И ещё присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротиводействующий воле Божией».
————————
«Спасение есть во мнозе совете», — повторяет авва Дорофей. Значит всё необходимо открывать своему наставнику и обо всём с ним советоваться. Не имеющий наставника в пути Божием, говорит авва, близок к погибели.


Обратим внимание на предостережение аввы Дорофея. Он говорит: нет ничего опаснее и губительнее, когда человек полагается лишь на свой разум и слушается своих помыслов. «Постарайтесь и вы, братия, вопрошать и не надеяться на себя. Познайте, — говорит он, — какое в сём деле беспечалие, какая радость, какое спокойствие».
————————

abba-dorotheos-book-optina«Если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: „Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его“ (Пс. 17, 30–31). Весьма досточудно сказано! Ибо тогда человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии; но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает, отвращается от сего и действует напротив, ибо как ему перенести что-либо или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли!
<…> Видел ли ты падшего, — знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего. Бог сохранил меня, и я всегда боялся сего бедствия. Когда я был в общежитии, я открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну и никогда, как сказал, не решался сделать что-либо без его совета. <…> И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом, как я уже говорил вам о сем, ибо слыша, что „многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие“ (Деян. 14, 22), и видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне этого, сказав: не скорби, ибо каждый предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие.
Постарайтесь же и вы, братия, вопрошать и не надеяться на себя. ­Познайте, какое в сём деле беспечалие, какая радость, какое спокойствие.
<…> Однако иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Правда, если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. <…> Господь Бог да покроет нас от бедствия, постигающего тех, которые уповают на самих себя, и да сподобит нас держаться пути отцов наших, благоугодивших имени Его. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь».
————————
В Молитве Господней мы молимся Отцу Небесному: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». И в 142-м псалме просим Господа Бога: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Прочитанное поучение аввы Дорофея — урок всем, кто желает жить по воле Божией.