О совести

Следующее, третье поучение аввы Дорофея посвящено хранению совести. Совесть преподобный называет «соперником». Почему? Ответ даёт это поучение.
————————

abba-dorotheos-book-optina«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, чтоˆ доброе, и чтоˆ злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её [совесть], чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.
Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.
<…> Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, чтоˆ мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет её сопер­ником и заповедует нам, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним… Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей».
————————
В покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читается в храме на Богослужении Великим постом, прямо говорится, что в мире нет ничего нужнее совести. Потому что, как учит авва Дорофей, закосневая во зле, человек находится в опасности прийти и в совершенное нечувствие.


Совесть — весть в душе от Бога. Но эту весть может заглушить самооправдание. Иногда мы думаем и говорим: «А что особенного в том?!», «Что особенного в этом?!»… Авва Дорофей показывает, насколько опасен этот симптом утраты чуткости совести.
————————

abba-dorotheos-book-optina«Итак, постараемся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле: не будем попирать её отнюдь ни в чём, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнёт говорить: „Что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?“ — от этого „что за важность в том, что за важность в другом“ впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык.
Будем же внимать себе и заботиться о лёгком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть и как бы особенно увещевает каждого из нас, говоря: „Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним“. Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения сей заповеди: „Да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши“ (Мф. 5, 25). А затем что? — „Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант“ (Мф. 5, 26). 
Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает нам, что делать; и опять она же осудит нас в будущем веке, поэтому и сказано: да не предаст… судии, и прочее».
————————
Как происходит потеря чуткости совести? — Когда человек в первый раз совершит грех, совесть сильно обличает его. Если человек не раскается в своём грехе и повторит греховный поступок, то совесть напомнит о себе, но уже потише. Если не остановиться, не исправиться, пока грех не укоренился, то голос совести будет тише и тише. А потом есть опасность совсем «оглохнуть» и не слышать спасительный голос совести.