Протоиерей Борис Пивоваров, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии
СОВРЕМЕННОЕ И СВОЕВРЕМЕННОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
(доклад на пленарном заседании XVI НРОЧ)
Ваше Высокопреосвященство!
Дорогие учителя и все участники и гости Рождественских Чтений — традиционного новосибирского педагогического форума!
Значимость для российского образования темы нынешних Рождественских Образовательных Чтений — «Традиционные ценности и современный мир» — очевидна из слов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, относящихся к введению в школу основ православной культуры:
«Введение „Основ православной культуры“ — один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей». (Из доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г.)
Что таким образом утверждает Святейший Патриарх?
Он утверждает, что:
1) одна из важнейших проблем церковно-государственных отношений — это введение в школу предмета «Основы православной культуры»;
2) введение в школу предмета «Основы православной культуры» имеет решающее значение для судьбы отечественного образования;
3) введение в школу предмета «Основы православной культуры» напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.
Следовательно, можно сказать, что православная культура России — это такая традиционная ценность, которая призвана стать достоянием и современной России.
Предлагаемый вашему благосклонному вниманию доклад состоит из трех небольших частей:
1. «Учитель и ученик».
2. «Ушинский и Щедровицкий».
3. «Служение и услуга».
1. Учитель и ученик
Во Святом Евангелии сохранилось следующее изречение Господа нашего Иисуса Христа:
«Ученик не выше учителя своего» (Мф. 10, 24).
По-церковнославянски это звучит так: «Несть ученик над учителем своим».
Что значат эти слова Иисуса Христа, если их применить к образованию, к школе? Неужели ученик не может превзойти своего учителя? И разве мы не знаем примеров, когда ученик простого учителя становился, например, великим ученым?!
О чем же тогда приведённые слова Евангелия?
В приведённом евангельском изречении речь, конечно, идёт не о сумме формальных знаний, умений, навыков, компетенций, которые ученик получает в процессе школьного обучения. Речь идёт о духовно-нравственных взаимоотношениях между учителем и учеником: о благодарности ученика, об особом, почтительном, можно сказать, священном отношении ученика к учителю, которое не оканчивается школьным выпускным вечером, а сохраняется всю жизнь.
В Евангелии от Луки изречению Иисуса Христа «Ученик не выше учителя» предшествует коротенькая притча:
«Сказал [Иисус Христос] также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?» И далее следуют слова: «ученик не бывает выше своего учителя» (Лк. 6, 39-40).
Значит, нужен не какой-нибудь учитель, а духовно зрячий детоводитель; по-гречески — «педагог», по-славянски — «пестун».
Во Втором послании святого апостола Павла к Тимофею (Новый Завет) есть пророчество: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3). Как приятно ученику слышать, что он равноправен с учителем, что учитель и ученик — партнёры. Мне же думается, что партнёром учителя ученик может стать только в том случае, если после школы он окончит вуз и станет сотрудником школы. Тогда он и будет партнёром учителей. Отвергая многовековую парадигму «учитель — ученик», школа, образно выражаясь, рубит сук, на котором сидит.
Ученик должен научиться слышать учителя, слушать учителя и слушаться. Следовательно, необходимо реабилитировать термин «послушание». По православному воззрению, послушание помогает возрасти таланту, а своеволие, распущенность и непослушание ведут к угасанию талантов ученика. В некоторых же школах (номера школ не будем называть) даже проводится «праздник непослушания» (!). Это неоправданный риск: скоро, не дай Бог, будем сетовать, что «школа доигралась…»
Итак, первый вывод: послушание ученика учителю — это несовременно звучащая, но очень своевременная для школы ценность (если школа не будет держать курс на саморазрушение).
2. Ушинский и Щедровицкий
Говоря о современном и своевременном в педагогике, можно привести два имени-символа: Ушинский и Щедровицкий.
Первый — основоположник русской научной педагогики. Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870) носит крупнейшая российская педагогическая библиотека в Москве. Он — классик русской педагогики, хотя труды его, как надлежит, в педагогических вузах в настоящее время, к сожалению, не изучаются.
Второй — Щедровицкий Георгий Петрович (1929–1994) — провозвестник так называемого «деятельностного подхода» в обучении, положенного теперь в основу новых государственных образовательных стандартов.
К. Д. Ушинский в своём замечательном труде о нравственно-развивающем обучении — «О нравственном элементе в воспитании» — пишет следующее:
«Мы сохраняем отрадную уверенность, что многие из нас и теперь не могут без глубочайшего душевного удовольствия вспомнить о тех мирных, сияющих торжествах, о тех то грустных, то торжественных мотивах, которые Православная Церковь вносила в нашу родимую семью, и мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного воспитательного влияния Православной Церкви.
Поверьте, что никакими эгоистическими расчётами не исчерпать потребностей души человеческой, что много ещё есть в ней непостигнутых влияний и не вполне раскрытых чувств, которые долго ни одному психологу не удастся замкнуть в тесную рамку системы, и что именно из этих-то непостижимо глубоких тайников души человеческой рождаются и лучшие её побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которым дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться. Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли. Посмотрите, откуда почерпнуты самые тёплые, самые лучшие страницы наших замечательнейших писателей; откуда вылились самые задушевные и трогательные страницы в произведениях Пушкина, Тургенева, Аксакова, Гоголя? Неужели из их общеевропейской, безличной образованности?».
И далее:
«Всё это мы говорим здесь с той целью, чтобы показать, что истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого учёного, не только найдёт возможность построить народное образование на прочной основе нашей религии, но как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития будет дорожить этой историческою основой, столько же христианской, человечественной и художественной, сколько и народной» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 тт. Т. 2. Педагогические статьи. М.-Л., 1948).
Это завет Ушинского российской школе!
А вот несколько утверждений Г. П. Щедровицкого.
Проповедуя так называемый «деятельностный подход» к обучению, Щедровицкий писал: «В сфере обучения и воспитания осуществляется большое число разных практических и инженерных деятельностей». При этом Щедровицкий отмечал, что «традиционные понятия педагогики никак не могут решить практических проблем, стоящих сейчас перед школой, и не дают оснований для разработки новых понятий, необходимых для этого. И это естественно, так как существующие педагогические понятия были разработаны для решения иных проблем, нежели те, которые стоят перед обществом сейчас».
«Например, — подчёркивает Щедровицкий, — до сих пор никогда не ставилась в таком объёме задача определить и конкретно описать все те качества, которые мы хотим видеть у развитых членов общества, а затем построить целостную систему содержания обучения и воспитания, лучше всего обеспечивающую формирование у детей этих качеств» (Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. М., 1993. С. 70).
Что же предлагает Щедровицкий?
Он советует, отбросив имеющийся педагогический опыт и здравый смысл, начинать строить воздушные замки:
«Суть вопроса и сердцевина существующих сейчас разногласий в одном: будем ли мы строить наше воспитание и обучение по-прежнему на основе здравого смысла и так называемых обобщений передового опыта, не развёртывая научных исследований, или мы будем развивать педагогическую науку и проектирование?».
Как же Щедровицкий «проектировал» строительство новой системы образования?
«Сначала определяются требования „верха“ и строение задаваемой ими деятельности, затем — составляющие и предпосылки каждой деятельности, на основе этого строятся ряды формирования частных деятельностей и способностей, что дает возможность потом перейти к исследованию закономерностей усвоения и развития».
Попросту говоря, сначала «проектируется» крыша, затем к крыше приставляются стены, а потом предлагается подумать о фундаменте и переходить … «к исследованию закономерностей усвоения и развития». Развитию чего? Разве так строится дом? Сначала ведь делается фундамент, а потом — стены и крыша.
А где учитель в системе Щедровицкого?
Завершая свой основной труд по теории педагогики «Система педагогических исследований. Методологический анализ» (работа была написана ещё в 1967 году), Щедровицкий замечает, что им «очень многое упущено»:
«В частности, совершенно не был затронут вопрос об изучении деятельности учителя — область, крайне важная для педагогической науки и точно так же в теоретическом плане почти не изучаемая. И это не единственная сторона, которая не нашла здесь никакого отражения».
Щедровицкий напрямую отрицал утверждение Ушинского, что педагогика — это не столько наука, сколько искусство. Вот что он говорил по этому поводу:
«При всей своей кажущейся очевидности и бесспорности такое представление ложно. Оно само появляется прежде всего из-за смешения педагогической науки с педагогическим искусством; критерии, справедливые для искусства и оправдавшие себя там, переносятся на науку. А в её области, как это нетрудно показать, действуют уже иные законы и требуются иные критерии».
Слова Щедровицкого о деятельности и (или) самодеятельности ребёнка, понимаемые как «активность, идущая от ребёнка», — теперь представляются школьному учителю как открытие, как новое, прогрессивное слово в педагогике, как новый путь к развитию творческих способностей ребёнка.
А что, разве прежде наши российские учителя обучали школьников бездеятельности? Пассивности? Не развивали творческих способностей своих учеников? Выпускали из школы некомпетентных людей? Как же тогда российская школа смогла дать миру столько первооткрывателей, изобретателей, талантливых ученых, писателей, мастеров искусств?!
Чтобы в полной мере оценить «вклад» (в кавычках) Щедровицкого в педагогическую теорию, надо вспомнить, что его педагогические опыты производились не в наше время: они предлагались в связи с реформой советской системы образования 1958 года. И очень важно отметить, что тогда, в начале 1960-х годов, как отмечал и сам Щедровицкий, его подход не получил признания со стороны педагогической российской науки и не был внедрён в школу.
Теперь же «механико-педагогический» подход Щедровицкого положен в основу нынешнего витка реформ российского образования: строим начиная с крыши; затем к этой крыше пытаемся приладить стены, а потом будем думать о фундаменте и рассуждать, права ли была теория, отвергающая здравый смысл и имеющийся многовековой российский педагогический опыт.
И проблема не только в ЕГЭ. Большинство учителей-практиков в целом чувствует нелепость новой конструкции системы образования и не может представить — как будет стоять такая школа? Как в ней повысится качество образования? И что будет с российской школой, когда под предлогом развития (по Щедровицкому) совсем растратится воспитание — та величайшая педагогическая ценность, которой была крепка дореволюционная российская система образования и которую, как могла, пыталась сохранить советская школа.
3. Служение и услуга
Совсем недавно, а именно 26 ноября 2012 года, председатель Сибирского отделения Российской Академии наук, академик Александр Леонидович Асеев, говоря о противоречиях, которые существуют между бизнесом и наукой, сказал такие примечательные слова: «Такова философия явленного миру „бизнеса“ в российском исполнении: если есть большая ценность, то она должна быть использована для извлечения прибыли».
Российская школа — огромная российская ценность. Следуя философии «явленного миру „бизнеса“», почему бы и школу не использовать для извлечения прибыли?! Увы, к сожалению, привычным становится термин «образовательная услуга»…
Сначала на Западе образ учителя низвели до человека, у которого можно купить знания. Теперь и у нас, попадаясь на удочку «бизнеса», учитель низводится до уровня торговца…
А вот как относился к высокому служению русского учителя Фёдор Михайлович Достоевский:
«Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, безчисленным опытом. Деньгами вы, например, построите школ, но учителей сейчас не наделаете» («Дневник писателя» (Избранные страницы). М.: «Современник», 1989. С. 29-30).
Поэтому желательно, чтобы мы чаще говорили и слышали о высоком призвании и служении учителя Отечеству и детям, а не о том, как отличать платные образовательные услуги от бесплатных.
* * *
Какие можно сделать выводы?
Современное в образовании — это компьютеры, новые образовательные технологии, деятелъностный подход по Щедровицкому, проектная деятельность, компетенции и так далее.
А что своевременно?
Своевременно, очень своевременно — вернуть в школу духовно-нравственное воспитание! Воспитание, основанное на лучших традициях православной культуры России и великой русской педагогики.
Сейчас мало кто знает, что в период после революции 1917 года, вплоть до 1950-х годов, само понятие «нравственное воспитание» в педагогической литературе почти не употреблялось. Оно было вытеснено, поскольку в нём усматривался отпечаток религиозного мировоззрения. Нравственность понималась как нечто божественное в человеке. В рассуждениях о нравственных категориях — добре, совести, милосердии, жалости, сострадании — виделся оттенок религиозного подхода в воспитании. В педагогической литературе 1940–50-х годов уже можно было встретить понятие «нравственность», хотя тогда оно трактовалось строго материалистически.
Теперь же в Российском Законе об образовании мы видим призыв к духовно-нравственному воспитанию.
Как возвратить школе духовно-нравственное воспитание?
Школе предлежат два пути.
Первый путь — обустраивать общество, основанное на вере, надежде и любви. Этот путь соответствует традиционным ценностям России.
Второй путь — строить общество, основанное на знании.
Казалось бы — что плохого, если общество будет построено на знании?
Но давайте обратимся к Библии. Как случилось первое искушение человека знанием?
«И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4–5).
Три момента привлекли Еву: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3, 6). (Как говорили святые отцы — «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская».)
Татьяна Шапошникова (выпускающая в Москве новые учебные пособия по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в издательстве «Дрофа», в том числе и учебное пособие по основам православной культуры) распространяет сейчас по России презентацию своей концепции, положенной в основу её учебников. Эта презентация состоит из 82 кадров, и почему-то на каждом из этих 82 кадров — три зелёных яблока!!!
Подумаем, случайно это или нет? На каждом кадре! — Как знак, как символ. И Стив Джобс ведь не случайно выбрал яблоко, причём надкушенное…
И Наталья Виноградова (спешно издающая книги по ОРКСЭ, которые сейчас распространяются в Новосибирске через ОблЦИТ приезжающими сюда коробейниками от издательства «Вентана-Граф») тоже предлагает интегрированное учебное пособие по ОРКСЭ: там тоже смешиваются основы всех религиозных культур. И при этом оба автора (и Шапошникова, и Виноградова) внушают всем, что они наилучшим образом выполняют Федеральный Государственный образовательный стандарт!
Но в Стандарте такого смешения модулей нет! Каждый может прочитать, что гласит Федеральный государственный образовательный стандарт. Там чётко написано: в составе ОРКСЭ — шесть модулей, один из них — «Основы православной культуры». Родители имеют право выбирать один из них. А смешивать все шесть самостоятельных предметов-модулей в один внеконфессиональный «винегрет» — это есть грубое нарушение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС).
И в конце доклада позвольте сказать следующее.
Совсем недавно, 7 декабря 2012 года, в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого преподаются основы православной культуры. Многие даже не знают, что есть такой Межведомственный Совет. Но он есть, и в его работе принимают участие представители Русской Православной Церкви.
Участники заседания поддержали позицию, высказанную представителем Синодального отдела по образованию, относительно важности скорейшей выработки механизма конфессиональной экспертизы учебных пособий по религиозным культурам, а также необходимости специализации педагогов, готовящихся к преподаванию курса ОРКСЭ, по одному из конфессиональных модулей курса.
Итак: перед Российской школой два пути и три яблока…
Что выберет Российская школа?
Она должна выбрать то, что выберут родители.
И если основы православной культуры будут преподаваться в школе в соответствии с принципами Русской Православной Церкви, хранительницы и носительницы этой православной культуры, то, Бог даст, вернётся в школу и важнейший элемент российского образования — духовно-нравственное воспитание. И преобразится лицо Российской школы!
Спасибо за внимание.