Доклад Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на пленарном заседании XVI НРОЧ

Доклад Митрополита Новосибирского и Бердского ТихонаМитрополит Новосибирский и Бердский Тихон

УРОКИ ГОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Тема нынешних Чтений «Традиционные ценности и современный мир» и завершающийся Год Российской истории дают нам основание к серьезному обсуждению такой актуальной проблемы, как патриотическое воспитание школьников и студенческой молодежи.
Как известно, 9 января, то есть в самом начале нынешнего года, Президентом России был подписан Указ о проведении в стране Года Российской истории — «в целях привлечения внимания общества к Российской истории».
Среди великих памятных дат юбилейного года — 1150 лет Российской государственности, 400 лет преодоления Смуты и 200 лет Великой Победы России над Наполеоном. Все эти знаменательные исторические юбилеи не должны пройти бесследно для нас, и, что особенно важно — для молодого поколения России.
Подводя итоги Года Российской истории, зададим себе вопрос: как же нужно смотреть на отечественную историю?
Замечательно точный ответ нам дает Николай Михайлович Карамзин:
«История есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».
Также и Александр Сергеевич Пушкин прекрасно понимал, что изучение Отечественной истории должно обязательно пробуждать в человеке чувство национального самосознания. «Гордиться славою своих предков, — отмечал он, — не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Переживший национально-патриотический подъем после Отечественной войны 1812 года, Пушкин в изучении прошлого находил ответы на духовно-нравственные запросы современной ему общественной жизни и в событиях родной истории усматривал уроки для будущего.
Закончив рукопись об истории Пугачевского бунта, А. С. Пушкин написал: «Я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал её без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей».
Знает ли современная  школа взгляды Карамзина и Пушкина на родную историю как на «священную книгу народов России, как на скрижаль откровений и заветов предков»? Есть повод задуматься: а всё ли благополучно в системе образования с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием?
Русская Православная Церковь, хранительница исторического предания России, воспитывает чувство патриотизма на изучении священных страниц родной истории, биографий святых людей, на изучении основ традиционной духовной культуры России. С этими традиционными, базовыми для воспитательной работы ценностями нас приглашают в армию, места заключения, к наркоманам, бездомным, и везде священники имеют большие успехи в воспитании подопечных. Хотелось бы такое же тесное сотрудничество наладить и с государственной и муниципальной системой образования. Но, к сожалению, открытые действующим законодательством возможности конструктивного сотрудничества Церкви и государства очень мало используются в сфере образования и воспитания детей и молодежи.
В качестве доказательства вышесказанного можно привести слова Президента Российской Федерации В. В. Путина, сказанные им 12 сентября нынешнего года в Краснодарском крае на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи.
Говоря о необходимости воспитания патриотизма, Президент России сказал, что «Церковь в прямом смысле занимается этим в значительной степени, но не имеет поддержки со стороны государства.
И результат: никто, по сути, системно этим не занимается. И это самая главная проблема, потому что людей, настроенных патриотически, понимающих важность этой работы, много, но она у нас не структурирована. Вот в этом самая главная проблема.
Мы как бы до сих пор (я хочу это подчеркнуть) даже стесняемся говорить об этом!»[1]  (Конец цитаты).
Патриотизм — как любовь к Родине — воспитывается  доброкачественным изучением Отечественной истории, а также  личным участием в открытых уроках, праздничных конференциях, исторических выставках, концертах, которые проводятся в связи с празднованиями исторических памятных дат. Научить патриотизму можно, но его нужно долго и терпеливо взращивать и прививать. Одним мероприятием, проведенным ради галочки, патриотизму не научишь. В нашем городе и области проведено несколько праздничных мероприятий, а есть, к сожалению, такие школы и вузы, в которых за весь Год Российской истории не было ни одного (!) мероприятия, посвященного этому юбилейному Году…
Сегодня хочется сказать слова благодарности руководству нашей области и города за организацию и успешную работу Поезда Памяти «За духовное возрождение России», поблагодарить за поддержку работы военно-патриотических лагерей, за установку в Новосибирске памятников императору Александру III, святым Петру и Февронии, фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Эти памятники оживили для новосибирцев страницы родной истории.
Кроме того, для возрождения подлинно патриотического воспитания необходимо, чтобы и средства массовой информации несли добро, а не освещали только скандалы. Надо чтобы и кинематограф прививал светлые образцы жизни. И, конечно, нельзя не сказать о книге, о книжных издательствах, о книжных магазинах.
Укажите, пожалуйста, в Новосибирске место на Красном проспекте, где расположен книжный магазин, в котором продается духовно-нравственная литература! А каких только нет магазинов, абсолютно ненужных новосибирцам, на главных улицах культурной столицы Сибири.
Очень важно — на каких же принципах будут воспитываться ходящие по улицам родного города и школьники, и студенты. Им надо помочь обрести цель и смысл жизни, они должны сделать сознательный выбор между добром и злом, правдой и ложью.
Или другая острая проблема.
Мы строим новую жизнь, однако многие улицы нашего города по-прежнему носят имена, связанные с самыми мрачными и трагическими, братоубийственными страницами истории нашего Отечества. Это потому, что нет исторического осознания преступлений советского периода. Отсюда в новой стране — старая нравственная атмосфера. В Москве, в Санкт-Петербурге и других городах России многим улицам были возвращены те родные названия, которые были даны им отцами-основателями.
Города, улицы и площади обычно называют в честь достопамятных, то есть достойных памяти людей, событий. Честь и память необходимо воздавать созидателям и защитникам, а не разрушителям родной истории и культуры. Дать именование улице в честь священнослужителя, мученика, исповедника Святой Православной Веры — это очень важно. Эти люди были носителями русской духовной культуры и православной традиции, и свой патриотизм они подтвердили своей жизнью и жертвенной смертью, пострадав от рук тех, кто взрывал храмы, уничтожал монастыри и другие святыни России, национальное достояние, имущество, собранное народом за тысячу лет.
И что же мы видим? Имен подлинных героев России молодежь не знает, а улицы наших городов по-прежнему отражают материалистическую, а не патриотическую идею.
Любое государство ради своего будущего должно заботиться о патриотическом воспитании детей и молодежи. Молодой человек начинает любить свою Родину тогда, когда соприкасается с памятниками родной истории и культуры, когда сам участвует в каких-то деяниях, соединяющих прошлое и настоящее. Печальная статистика и ежедневные сообщения о страшных преступлениях и происшествиях с детьми и молодёжью показывают, что без опоры на традицию, на веру, на примеры самоотверженных подвигов наших предков духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание остается только предметом планов и дискуссий.
В настоящее время многие молодые люди не видят смысла учиться и трудиться на родной земле, у них нет патриотического чувства. Что же делать?
Навязать патриотизм с помощью пропаганды или принуждения, как это было в советское время, — невозможно, особенно когда молодые люди из средств массовой информации видят и чувствуют, что развитие современного общества идет неправильно. Они знают, что нужно гордиться своей страной, но они говорят нам, старшим людям: а чем гордиться? коррупцией? пьянством? жульничеством? ложью? И так будет, пока мы не провозгласим главной ценностью святость человеческой жизни в противовес образу животного, которое провозглашается общим предком человечества. И дело не в теории эволюции, а в том, какой нравственный вывод делают школьники, изучая эту теорию.
Славных священных страниц родной истории они не знают, потому что преподавание Отечественной истории переживает глубочайший кризис. И проблема в данном случае — не только в нехватке часов в учебном плане для изучения родной истории и литературы, а в неверном подходе к изучению истории Отечества и Российской словесности. Исторический материализм уже не является обязательным, а преподавание истории и литературы России по-прежнему движется по тем же советским рельсам. Добавился лишь негатив в освящении родной истории, приводящий к осознанию учащимися своей ущербности.
Если мы хотим воспитывать патриотов, то необходимо научить детей любить свою родную историю — и не только историю 20-го многострадального столетия, а всю более чем 1150-летнюю историю Российского государства. Напоминать надо молодежи, что история России началась не с 1917 года. Одного молодого журналиста спросили, что он знает о традиционной русской культуре. Он ответил сразу: «Сарафаны, матрёшки, балалайки». Такие знания дала ему школа.
Получая патриотическое воспитание на образах героического прошлого России, дети и молодые люди будут с верой и надеждой смотреть в будущее своей страны, стремиться найти своё место здесь, потрудиться для ее процветания.
Если человек патриот, то решаются многие проблемы, стоящие перед обществом. Человек, готовый отдать жизнь за своих соотечественников, за их счастье и благополучие, не будет их обворовывать, обижать, унижать, а самоотверженно будет им служить.

*    *    *

Непобедим народ, у которого есть общие сплачивающие ценности. В 1812 году народ и армию объединяли Вера и Церковь. Через три месяца после Бородино Россия изгнала сильнейшего врага за пределы страны. А 25 декабря 1812 года последний солдат армии Наполеона бежал с Русской земли. По новому стилю этот день приходится на 7 января следующего года. В этот день — День Победы над Наполеоном и его армией — во всех храмах Русской Православной Церкви будут отслужен Господу Благодарственный молебен за эту судьбоносную для России Победу.
Отечественная война 1812 года вошла в российскую историю под таким названием не случайно: в борьбе с войсками Наполеона принимала участие вся Россия. В русской исторической и художественной литературе эпоха войны Двенадцатого года отражена как время невиданного патриотического воодушевления всего российского общества.
Возрожденный Храм Христа Спасителя, на стенах которого начертаны имена героев, памятник Победы над Наполеоном вновь украшает нашу столицу, а мы, празднуя 200-летие Победы России в той Отечественной войне, должны возрождать патриотическое воспитание детей и молодежи на базовых традиционных ценностях.
Хочется пожелать, чтобы изучение истории помогло обновлению российской системы образования, изучению и освоению своей родной культуры и возрождению славных педагогических традиций России!
Поздравляю всех вас с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Пусть уходящий год запомнится нам не как год дракона по восточному календарю, а как Год Российской истории. Хочется пожелать, чтобы плакаты и растяжки на центральной площади наконец-то поздравили нас не только с новым 2013 годом, но и с церковно-государственным праздником Рождества Христова, от которого начинается наше летоисчисление, а также с 200-летием Победы в Отечественной войне 1812 года.

Благодарю за внимание.



[1] Из стенограммы встречи Президента России В. В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи (Краснодарский край, 12 сентября 2012 г.) // «Вестник образования»: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. 22 ноября 2012 года. С. 63.