Образ князя Александра Невского в русской литературе и культуре

Капустина Ольга Викторовна, директор института культуры и молодежной политики ФГБОУ ВО «НГПУ»

ДОКЛАД на XXIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтениях 1 декабря 2020 г.

Культура живет человеческими идеалами.
Д.С. Лихачев

Доклад О.В.КапустинойЛичность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья, пожалуй, наиболее известно соотечественникам. Более того, как показало открытое СМС-голосование, проведенное телеканалом «Россия» в 2008 году в рамках проекта «Имя России», именно Александр Невский был назван тем самым героем отечественной истории, восприятие которого имеет, безусловно, положительный характер. Немаловажно, что такой тип опроса автоматически подразумевает широкое участие в нем молодого поколения, с большой готовностью откликающегося на подобного рода мероприятия. В таких обстоятельствах изучение исторически сложившегося образа князя, превратившегося со временем в своего рода культурный феномен, приобретает особую значимость. Выяснение условий возникновения и генезиса этого феномена — актуальная задача, разрешение которой подразумевает обращение к ряду других, не менее важных научных проблем, связанных с отечественной историей и культурой.

Великий князь Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1565 гг.

Сформировавшийся в общественном сознании образ князя как талантливого военачальника и мудрого политика соответствует исторической действительности: Александр Невский за годы своего в общем-то недолгого правления проявил себя в качестве выдающегося государственного деятеля, оставившего заметный и несомненно положительный след в отечественной истории. Организованный им отпор вторжению шведских и немецких захватчиков имел особое значение для сохранения независимости Северо-Западной Руси.
Подчеркнем также, что для потомков изначально памятными были военные успехи князя, свидетельством тому служат вошедшие в житийную литературу сообщения о чудесной помощи Александра Дмитрию Донскому и Ивану Грозному. Впрочем, со временем и другие аспекты его внутри- и внешнеполитической деятельности — стремление к укреплению власти, дипломатические успехи, не связанные с войной и т.д. — все более актуализировались в исторической памяти. При этом важно учитывать, что его посмертное прославление как святого в значительной степени обусловлено теми отношениями, которые он как великий князь сумел установить с высшими иерархами Русской православной церкви и особенно с митрополитом Кириллом. Такое взаимодействие светской и духовной власти приносило положительные результаты — выработка взвешенного подхода в отношении Орды, организация военного похода 1256 года, участие в подготовке восстаний 1262 года. Таким образом, князь при жизни объективно действовал как в интересах Церкви, так и Руси в целом, и именно поэтому его общерусская канонизация 1547 года была подготовлена рядом предыдущих мероприятий. Чудеса, произошедшие во время погребения князя и зафиксированные в Житии, составление летописного свода 1263 года, о котором писал ученый-историк М.Д.Приселков, также вне всяких сомнений сыграли в этом немаловажную роль. По сути, можно говорить о том, что после смерти Александра на протяжении последующих двух столетий историческая память о нем формировалась прежде всего под воздействием духовенства. Зримые перемены в этом культурном процессе наметились лишь в 16 веке, когда создание нового исторического нарратива становится одной из задач формирующейся идеологии развивающегося Русского государства. Тем не менее и в этот период, и в течение следующего 17-го столетия восприятие князя зиждилось именно на его почитании как святого.
Существенные перемены в этом плане произошли в эпоху Петра Великого и его ближайших преемников. Культ князя стал приобретать более светские черты. Учреждение Ордена Александра Невского, пышно, с истинно петровским размахом отмечавшиеся празднества в его честь, проведение в литературных произведениях смелых параллелей с современностью — все это дань Новому времени, в которое вступила Россия. При этом немалое значение по-прежнему сохраняла и церковная форма: Александр Ярославич в широком общественном сознании оставался святым. Не случайно и то, что литературные произведения о нем первой четверти 18 века — это прежде всего проповеди иерархов, а государственные торжества, посвященные Александру Невскому, были приурочены ко дню перенесения мощей из Владимира в новую столицу, по воле Петра совпавшему с годовщиной Ништадтского мира. По мнению многих историков, анализ нюансов этой церемонии позволяет даже утверждать, что первый русский император планировал связать имя князя со своим любимым детищем — военно-морским флотом, придав Александру статус одного из его небесных покровителей.
В XVIII веке начинает свою историю традиция светского жизнеописания Александра Невского как выдающегося исторического деятеля, потрудившегося для российской державы, сильного и смелого полководца, поборника православия. Первая светская биография «Жизнь святого Александра Невского» вышла в 1732 году на немецком языке в Петербурге, написанная историком Герхардом Фридрихом Миллером.
На протяжении XVIII–XIX веков писатели и художники не раз обращались к образу Александра Невского как идеалу правителя на Руси, князя-победителя, определившего место русского государства на мировой арене. Его писали преимущественно в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем. Таким он изображен, например, на картине Григория Ивановича Угрюмова (1764–1823) «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами». Более ста лет картина хранилась в Свято-Троицком Соборе Александро-Невского монастыря, ныне она находится в Государственном Русском музее.

Г.Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

В 1757–1758 годах в мастерской М.В.Ломоносова и под его непосредственным руководством были выполнены два мозаичных изображения князя Александра Невского. Оба они хранятся в Санкт-Петербурге: в Государственном Русском музее и в Музее М.В. Ломоносова.
Значительным событием в русской культуре стало строительство в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца группой архитекторов под руководством Константина Андреевича Тона (1794–1881). Пять парадных залов дворца посвящены пяти главным орденам Российской империи. Среди них Александровский зал, получивший своё название в честь ордена святого Александра Невского. Для торжественного оформления были заказаны живописные полотна, рассказывающие о деяниях святого благоверного князя Александра Невского. Профессором исторической живописи Академии художеств Федором Антоновичем Моллером (1812–1874) были выполнены шесть картин, на которых запечатлены важнейшие эпизоды из жизни князя.

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Во второй половине XIX века образ святого князя Александра Невского был воспет русскими поэтами. В 1861 году поэт и переводчик Лев Александрович Мей (1822–1862) написал стихотворение «Александр Невский». В центре него события 1240 года, когда непрошенными гостями на Русь пришло войско шведов. В конце стихотворения есть такие слова: «Не бывало на свете преподобного князя мудрее — и в миру, и в войне, и в совете».
В 1875 году другой русский поэт — Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) — написал стихотворение «В Городце в 1263 году». Оно посвящено последним минутам жизни Александра Невского, который даже на смертном одре вел мысленный спор с теми, кто призывал с оружием в руках выступить против ордынцев. Отважный воин и мудрый правитель, князь Александр понимал, что время для открытой борьбы с монголо-татарами еще не пришло. В предсмертном видении князю открывается его грядущее прославление.
В XVIII–XIX веках князь Александр Невский стал одним из наиболее почитаемых святых в Российской империи. По всей стране в его честь освящались храмы и приделы. Известные художники, принимавшие участие в их росписи, обращались к образу святого, много сделавшего для родного Отечества и святой православной веры.

Александр Невский. Горельеф на двери Исаакиевского собора. Санкт-Петербург.

Уникальным памятником русской художественной культуры 19 века стал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, построенный по проекту Огюста Монферрана. Освящение собора состоялось в 1858 году. Один из его приделов посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, поэтому образ святого неоднократно встречается в художественном убранстве храма.
Скульптурное изображение князя Александра Невского можно увидеть на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» (скульптор М.О.Микешин), среди выдающихся деятелей русского государства. Памятник был сооружен в 1862 году в Великом Новгороде и посвящен 1000-летнему юбилею русской государственности.
Крупнейшим событием жизни Москвы и всей России XIX века стало строительство Храма Христа Спасителя — храма-памятника, возведенного на народные пожертвования в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года. Его строительство продолжалось более сорока лет, и в 1883 году храм был освящен. Один из его приделов посвящен святому князю Александру Невскому. В 1926 году храм был взорван, а фрески утрачены. О них можно судить лишь по эскизам, хранящимся в Государственном Русском музее.

Александр Невский. Эскиз мозаики. В.Васнецов

На исходе 19 столетия, в 1896 году, в Киеве состоялось освящение величественного собора во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Основную работу по росписи собора выполнил замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Он создал ряд образов выдающихся деятелей Древней Руси, подвижников православия, и среди них — святого благоверного князя Александра Невского. Многие современники говорили о «невероятной силе духа и любви к народу, которая исходит от образа великого князя Невского». Эскизы росписи В.М. Васнецова находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В 1907 году в Санкт-Петербурге был освящен храм Воскресения Христова (Спас-на-крови). Он был построен на месте, где в 1881 году получил смертельное ранение государь Александр 2, чьим небесным покровителем был святой благоверный князь Александр Невский. По эскизу художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) выполнен мозаичный образ Александра Невского, который находится в северном киоте храма. Князь Александр Невский изображен молящимся перед иконой Божией Матери. На иконе надпись «Не в силе Бог, а в правде».

Александр Невский. Мозаика по эскизу М.Нестерова в храме Воскресения Христова. Санкт-Петербург.

В первые десятилетия советской власти Александр Невский воспринимался как один из символов «старого порядка», наряду с другими князьями, царями и святыми. В официальных учебниках по истории имя Александра Невского замалчивалось, заслуги его перед Отечеством умалялись. Обращение к образу князя Александра произошло лишь накануне Великой Отечественной войны, и это обращение было не случайным. Как и много веков назад на Русь с Запада надвигалась страшная напасть.
В 1938 году молодой поэт Константин Михайлович Симонов написал поэму «Ледовое побоище». Обратившись к историческому материалу, он воссоздал события почти 700-летней давности, когда в сражении «на голубом и мокроватом Чудском потрескавшемся льду» жители Новгорода, Владимира, Суздаля, Пскова под предводительством князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей. Завершая поэму, поэт написал:
Сейчас, когда за школьной партой
«Майн Кампф» зубрят ученики
И Наци пальцами по картам
Россию делят на куски,
Мы им напомним по порядку —
Сначала грозный день, когда
Семь верст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с Чудского льда.
Потом напомним день паденья
Последних орденских знамен,
Когда, отдавший все владенья,
Был Русью Орден упразднен.

П.Корин. Александр Невский.

Накануне Великой Отечественной войны произошло еще одно значительное событие в отечественной культуре. В 1838 году на экраны вышел фильм «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898–1948). Фильм стал общепризнанным шедевром мирового киноискусства. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские!» — одна из частей кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева, а фильм «Александр Невский» показывали в кинотеатрах, в импровизированных кинозалах и под открытым небом на фронте. В годину тяжелых испытаний русский народ как никогда нуждался в духовной поддержке и опоре. Образ Александра Невского — защитника Земли Русской, непобедимого полководца, символа доблести и храбрости — вдохновлял воинов на ратный подвиг, укреплял в людях веру в победу.
В годы Великой Отечественной войны к образу Александра Невского обращались многие мастера отечественной культуры. В 1942 году художник Павел Дмитриевич Корин написал картину «Александр Невский», впоследствии ставшую частью триптиха. Хранится она в Государственной Третьяковской галерее.

В.Серов. Ледовое побоище.

В том же году отмечалось 700-летие со дня разгрома немецких рыцарей на льду Чудского озера, находясь в блокадном Ленинграде, живописец и график Владимир Александрович Серов создал плакат «Ледовое побоище», где запечатлен кульминационный момент сражения. Надпись на плакате гласила: «Прошли века…Потомки хищных германских рыцарей — немецко-фашистские захватчики, попытавшиеся вторгнуться в нашу землю, истребляются героическими воинами Красной Армии. В этой борьбе их вдохновляет мужественный образ нашего великого предка — Александра Невского. Сбываются его пророческие слова: «Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская Земля».
После Великой Отечественной войны к образу защитника Земли Русской обращались многие писатели, художники, скульпторы, кинематографисты. В 1990-е годы власть лихорадочно пыталась найти идеологическую основу для объединения общества, разделенного совершенно противоположными политическими взглядами и социальными противоречиями. И, казалось, достичь этой цели может помочь личность святого благоверного князя. 6 января 1995 года президент России Б.Н.Ельцин подписал указ «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского», в соответствии с которым на июнь того же года было запланировано проведение праздника «Венок славы Александра Невского». Мероприятия под этим названием продолжаются в некоторых регионах до настоящего времени. И за последние годы мы видим как меняется отношение в обществе к феномену Александра Невского. В 1990-е годы было закончено оказавшееся неимоверно трудным восстановление храма на месте Невской битвы. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга эта территория заметно преобразилась, в устье Ижоры был благоустроен берег, установлен достойный памятник прославленному полководцу, открыт музей, все чаще приезжают туристические группы.

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Усть-Ижора. Санкт-Петербург.

Blue-ray disc фильма И.Каленова

В 2008 году на экраны вышла очередная, уже третья по счету экранизация биографии князя «Александр. Невская битва» (2008, реж. И.Е.Каленов), фильм получился высокохудожественный и патриотичный. Всё больше выходит книг и научных трудов, посвященных Александру Ярославичу. В этом смысле важная веха — телепроект «Имя России», после которого интерес к деятельности князя стал расти буквально в геометрической прогрессии. Это неоспоримое свидетельство того, что отношение к Александру Невскому в обществе более чем положительное.
Подводя итоги, можно отметить, что на протяжении столетий князь Александр Невский почитался в народе как великий заступник Земли Русской, выдающийся полководец и дальновидный политики, преданный родному Отечеству и святой православной вере. Таким он предстает и в отечественной культуре. Многие прославленные творцы в разные периоды русской истории обращались к образу Александра Невского, воспевая идеалы добра и справедливости, воинской доблести и любви к родной земле.