Воспитание российских школьников как национальная задача

Скоро наступит новый учебный год.
Что год грядущий нам готовит?
У многих педагогов, родителей обучающихся и самих школьников ожидание начала нового учебного года связано с переживаниями, которые принесло необычное окончание прошедшего учебного года… На фоне этих вполне понятных переживаний значительно меньше внимания уделяется тем изменениям, которые нынешним летом произошли в действующем законодательстве об образовании.
Принятие изменений и дополнений в Конституции Российской Федерации повлекло за собой внесение изменений и дополнений в целый ряд Федеральных Законов. Очень важные изменения произведены в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).
31 июля 2020 года принят Федеральный Закон (№ 304-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный Закон „Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
Из самого названия этого законодательного акта видно, что изменения в Законе «Об образовании в Российской Федерации» коснулись именно воспитания школьников. Уже давно назрела объективная потребность в четком формулировании содержания государственной политики в области воспитания. Ранее эта политика была представлена в разнообразных, зачастую противоречивых нормативных документах. Теперь российской школе сделан ясный посыл: дело воспитания школьников должно стать приоритетом российской педагогики и должно строиться на базовых национальных духовно-нравственных ценностях.
В прежней редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понималась «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Теперь эти правильные, но довольно общие слова дополнены следующими законодательными требованиями. Под воспитанием ныне понимается также деятельность, «направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (ст.2, а), п.2).
Для того чтобы эти новые положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» не остались декларативными призывами, о которых обычно вспоминают на конференциях или при разборах ЧП, в обновленной редакции Закон выдвигает вполне конкретное требование к российской школе. Это требование заключается в том, чтобы каждая общеобразовательная организация (по-старому — каждая школа) в составе своей образовательной программы обязательно имела рабочую программу воспитания, а также календарный план воспитательной работы (ст.2, б), п.9). Статья 12.1. обновленного Закона «Об образовании в Российской Федерации» так и называется: «Общие требования к организации воспитания обучающихся». В ней говорится о том, что воспитание обучающихся осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы, разрабатываемыми и утверждаемыми школами самостоятельно.
Примерная основная образовательная программа, то есть учебно-методическая документация, на которую должны ориентироваться школы при составлении своей рабочей программы воспитания, определяет рекомендуемые параметры рабочей программы воспитания и примерный календарный план воспитательной работы (ст.2, в), п.10).
В обновленной редакции Закон предъявляет новые требования к воспитанию не только школьников, но и студентов. Высшие учебные заведения также должны иметь рабочую программу воспитания и календарный график воспитательной работы.
Указанные требования Закона «Об образовании в Российской Федерации» вступают в силу с 1 сентября 2020 года. А образовательные программы, включающие в себя рабочие программы воспитания и календарные графики воспитательной работы, должны быть готовы не позднее 1 сентября 2021 года. Следовательно, включаться в воспитательную работу по новым требованиям Закона надлежит уже с начала нынешнего учебного года. Год дается на апробацию новых воспитательных подходов. И тогда к началу следующего 2021/2022 учебного года каждая школа должна будет иметь утвержденную рабочую программу воспитания и календарный график воспитательной работы.
Это ли не главнейшая задача российской школы на предстоящий учебный год? Это ли не важнейшая национальная задача российской школы?!
Возникает вопрос: что же делать? Ведь воспитание невозможно цифровизировать. Трудно обозначить удовлетворяющие всех параметры воспитания. Одним кажется важным одно, а другим нравится другое. Не менее трудно прописать и положительные результаты текущей воспитательной работы.
С чего же следует начинать работу над обновлением системы воспитания российских школьников?
Ответ: с определения и понимания имеющихся проблем — с понимания того, почему воспитательные усилия школы в последние десятилетия не приносили ожидаемых успехов. Иначе говоря, чтобы начинать лечение, необходимо установить диагноз…
Проблемы воспитания российских школьников были обозначены не сегодня, то есть не в 2020 году. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года (№ 996-р). В этом документе достаточно ясно говорилось о том, что принципиально важно хранить традиционные российские педагогические основы воспитания:
«Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».
Среди основных направлений развития воспитания в «Стратегии» указывались:

  • содействие укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
  • развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций) (выделено мной. — Б.П.).
  • Нынешнее восполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации» вышеуказанными требованиями, касающимися воспитания, — это важнейший вклад в реализацию «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
    К сожалению, в прошедшие с 2015 года учебные годы «Стратегия развития воспитания» воспринималась скорее как необходимость создания и (или) совершенствования условий воспитания подрастающего поколения. Казалось, всё понятно: если нет условий для воспитания, то что говорить о развитии воспитания?! Когда планировалась реализация указанной «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», то подразумевалось, что вообще-то школа занимается воспитанием. И это правда. Но правда не вся. Правда и в том, что имеются очень серьезные недостатки в школьном воспитании, есть нерешенные проблемы. И поэтому необходимо не только развивать лучшее в имеющейся системе воспитания, но и решительно избавляться от того, что грозит свести воспитание на нет.
    Результатом воспитания являются именно духовно-нравственные изменения личности воспитанника, в то время как «создание условий» имеет результатом просто наличие этих условий. Такой подход имеет значение при определении процесса «управления воспитанием», но никак не при определении самого процесса воспитания. Легче «отчитаться» за работу по созданию условий, чем за поведение, общение и деятельность воспитанника. Поэтому одним созданием подходящих, по нашему мнению, условий воспитания достичь положительных результатов воспитания школьника невозможно. Результат воспитания — это высоконравственный школьник. Не просто нравственный, а высоконравственный! Так призывает строить воспитательную работу принятая в 2010 году «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
    «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
    «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» была составлена и принята в тот период, когда стали осознаваться губительные для российской школы последствия политики, согласно которой школа должна давать только знания, а воспитание — это не дело школы. Воспитывать должна семья. Это правильно. Но чем дальше, тем меньше влияния на детей оказывают родители. А реальными их воспитателями становятся интернет, гаджеты и сомнительные друзья.
    Давно ясно, что в системе воспитания российских школьников должны наступить перемены. Но было не вполне ясно — какие перемены?
    Когда началась реализация утвержденной в 2015 году «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», то многим показалось, что вообще-то современная российская школа всё необходимое по части воспитания уже имеет. Просто нужно развивать то, что имеется. Имеются же культурные, спортивные и другие сферы деятельности школы. Необходимо только рассмотреть каждую такую сферу и прописать её воспитательную функцию.
    Однако при таком подходе к «развитию воспитания» актуальность самой Стратегии как-то быстро померкла. Обновленный же Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает более сильный импульс к становлению воспитательной деятельности школы. И печально, если к 1 сентября 2021 года рабочие программы по воспитанию, а также календарные графики воспитательной работы буду отражать только то, что уже и так делается, только, может быть, в усиленном варианте. А требуется ведь не только создание условий для воспитания — прежде всего требуются перемены в самом воспитании.
    Что же такое воспитание? И без чего воспитания не может быть?
    — Воспитания не может быть без систематических усилий по исправлению серьезных недостатков поведения, образно выражаясь, без постоянной прополки сорняков…

    Всем известна евангельская притча о сеятеле. Если доброе зерно попадает на каменистую почву, или в сорняки, или близко к дороге, то возникает реальная опасность, что семя не даст плода. А если зерно падает на добрую землю, то приносит большой урожай. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 9). Так, если школа (конечно, вместе с родителями) не будет заботиться о том, чтобы сорняки не загубили доброе зерно воспитания, то и всё дело воспитания будет загублено.
    Для лучшего понимания того, что без постоянной работы над исправлением серьезных недостатков не может быть воспитания, следует привести другую притчу. Все, кажется, знакомы с «Маленьким принцем» Экзюпери. В этом одном из самых знаменитых литературных произведений XX века находится замечательная притча о баобабах. Она напрямую касается проблем воспитания.
    «На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
    — Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
    Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
    — Если им когда-нибудь придется путешествовать, — сказал он, — это им пригодится. Иная работа может и подождать немного — вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…
    Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету. Терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на астероид, очень велика; вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности.
    „Дети! — говорю я. — Берегитесь баобабов!“ Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я. Вот почему я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль потраченного труда. Быть может, вы спросите: отчего в моей книжке нет больше таких внушительных рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень прост: я старался, но у меня ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно».
    Разве это не удивительно? Писатель, признающийся, что терпеть не может читать нравоучения, вдруг говорит, что с «баобабами» надо бороться каждое утро! То есть необходимо постоянно следить за тем, чтобы под видом добрых растений не выросли страшные сорняки, которые не просто засорят, а разорвут планету души ребенка. А ведь многие современные учителя даже хвалятся тем, что они не «занимаются нравоучениями». Они не считают для себя возможным напрямую сказать: «Дети, берегитесь баобабов!» Да и как учителю донести такое откровение школьникам, если нет ясного различения добра и зла; если так называемая «светская этика» утверждает, что человек сам определяет, что такое добро и что есть зло?! Как сказать учащимся: «Дети, берегитесь зла!», — если школа не дает понятия греха и святости?
    Здесь уместно вспомнить, что, например, академик Д.С. Лихачев ясно различал добро и зло. И не стеснялся прямо призывать только к добру. Причем, делал он это с высочайшим педагогическим тактом. Вот одна из его заповедей:
    «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».
    Учитель, солидарный с таким призывом, сможет сказать: «Дети! Берегитесь баобабов!» То есть: дети, берегитесь сквернословия, берегитесь курения, наркотиков, берегитесь зависимости от гаджетов, берегитесь распутства, неблагодарности, дерзости… И другие очень необходимые предупреждения. Школьники иногда слышат подобные предупреждения, но… в другой обстановке, а не на обычном уроке. Слышат, когда устраивается встреча «со специалистами» из полиции, из наркологической и других важных служб. А многие учителя-предметники уже «привыкли» к тому, что их дело — давать знания. А воспитание — это не их дело.
    Между тем обучение напрямую зависит от воспитания. Следует отличать «знание» от пресловутой «информации». Сейчас школьник получает много разнообразной, разнонаправленной, а подчас и вредной для своего возраста информации. Недаром появились законы, запрещающие вредную для детей информацию, а также фильтры, призванные как-то ограничивать детей от зловредной информации.
    А знание — это нечто иное. Знания добываются не верхоглядством по просторам интернета, а усердной работой с книгами, с источниками, с литературой. Для получения знаний необходимо читать литературу, а не «проходить» того или иного писателя. Умение читать и быстро отправлять эсэмэски не поможет стать исследователем, ученым. Увлечение гаджетами приводит к тому, что ученик не может держать внимание более двух или пяти минут. На выходе из школы «корочки» он, может быть, и получит. Но чтобы получить добротное образование, нужен труд. Поэтому Д.С.Лихачев и призывает: «Выбирай достойное, а не легкое!»
    В 1987 году вышла в свет книга С.Соловейчика «Педагогика для всех» и сразу стала бестселлером. Почему? — Потому что воспитание в ней рассматривалось не по лекалам материалистической философии. Процесс воспитания ребенка автор рассматривал в трех главах: Глава I. Воспитание сердца. Глава II. Воспитание духа. Глава III. Воспитание ума. «Самое основательное, самое эффективное воспитание — это воспитание желаний» — благих желаний, добрых привычек, полезных навыков.
    Книга имела потрясающий успех среди педагогов. Многие восхищались: Воспитание! Открытие в педагогике! И… ничего не происходило. На педагогическую практику в школах СССР книга влияния не оказала. Был еще в силе догматический атеизм. И хотя автор не ссылался на Библию, уже в самом расположении глав, посвященных воспитанию, нельзя было не заметить библейской антропологии: воспитание сердца, воспитание духа, а потом уже воспитание ума. В рамках материалистической педагогики употреблять такие слова, как «душа», «дух» было нельзя. Вся опора — на ум. А без души и духа какое же воспитание?!
    Важнейшее значение для совершенствования системы образования и воспитания в российской школе имеют обновления в Конституции Российской Федерации, принятые в 2020 году. Новая статья (ст.67.1) Конституции Российского государства гласит:
    «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
    Вера в Бога — это величайшая духовно-нравственная ценность! Обновленная Конституция свидетельствует, что завершилась эпоха официального (а потом полускрытого) безбожия в российском образовании. Теперь из российского образования должна полностью уйти антирелигиозная парадигма как «единственно научная и прогрессивная».
    Россия — это священная наша держава. Это хранимая Богом родная земля, как верит абсолютное большинство наших сограждан. И мудрость народная наших предков, о которой тоже поется в Государственном Гимне России, — это миролюбивая и братолюбивая жизнь под сенью России народов разных национальностей и вероисповеданий. Обновленная ныне Конституция России хранит исторически сложившееся государственное единство.
    Русский язык — это язык государствообразующего русского народа. А православие имеет особое значение в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры («Закон о свободе совести и о религиозных объединениях», 1997 г.). При этом традиционно сохраняется уважение к гражданам России, имеющим иные религиозные убеждения.
    С учетом принятия обновленной Конституции России в новых Федеральных государственных образовательных стандартах достойное место должен занять учебный предмет «Основы православной культуры». Этот учебный предмет должен преподаваться не только в четвертом классе, но и в других классах общеобразовательных организаций, если родители выбрали для своих детей изучение этого модуля в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Только в этом случае может быть выполнен социальный заказ православных родителей как полноправных граждан России.
    Современной российской школе необходимо преодолеть религиобоязнь. Опасаться нужно дерзкого (порой открыто преступного) поведения учащихся, сквернословия, курения и наркомании, жестокости, компьютерозависимости, флешмобов в духе Навального, связей с организованной преступностью (АУЕ) и других подобных прискорбных явлений. А православной веры и культуры бояться не следует. Православная вера вслед за псалмопевцем Давидом всегда и всех призывает: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). В этом призыве нет насилия. Это призыв человеку встать на сторону добра, а не зла. Если же школа в силу атеистических пережитков стесняется или опасается прямо сказать: «Дети, берегитесь баобабов!» — то как воспитывать школьника? Нравственный плюрализм ведет только к безнравственности.
    Возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие национальной идентичности и гражданского самосознания подрастающего поколения, является гарантом духовного здоровья школы и общества в целом. Именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития общества и государства. А корнем этих долгожданных изменений является добротная воспитательная работа российской школы.
    Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое развитие должны быть интегрированы во все виды педагогической деятельности и формировать благоприятный уклад школьной жизни. А для того чтобы школьное воспитание стало действенным, необходимо изменить отношение к образованию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 18 сентября 2011 года в Воронежском государственном университете, сказал: «Мы должны реанимировать то самое правильное отношение к образованию, которое существовало в России до революции».
    2021 год в Российском историческом календаре отмечен как Год Александра Невского. И наступающий 2020/2021 учебный год также может стать для школы Годом Александра Невского. Патриотическая тема нынешнего года — 75-летие Великой Победы — органично сочетается с патриотической темой предстоящего празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот славный защитник Земли Русской получил от нашего народа именование «Имя России». И наступающий учебный год открывает широкие возможности российской школе реализовать свои духовно-нравственные и гражданско-патриотические заботы.
    С новым учебным годом!
    Протоиерей Борис Пивоваров, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской епархии
    Примечание: статья опубликована в «Вестнике Новосибирской Митрополии», №6, август 2020 года.