Духовный выбор человека в условиях глобальных вызовов современности

Доклад протоиерея Димитрия Полушина, руководителя Епархиального отдела по военно-патриотическому воспитанию, взаимодействию с казачеством и подразделениями Росгвардии, на пленарном заседании XXVI Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений

Ваше Высокопреосвященство! Братия и сёстры, уважаемые участники Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений!
Сегодня, к сожалению, так и не утихают споры о роли Церкви в гражданском обществе, в сфере образования и патриотического воспитания.
Уже не раз говорилось, что принцип светскости государства нельзя применять в качестве обоснования для вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отстранения Церкви от участия в решении общественно значимых задач или давать оценку возникающим проблемам, поскольку принцип «светскости» предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.
При всем многообразии религий и наций, именно Православие явилось тем фундаментом, на котором было создано Российское государство. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле четко заявляет о культурообразующем значении Православия для России, признавая за ним «особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры».
Православная христианская вера пришла на Русь из греческой Византии не в 988 году, а значительно раньше. Тексты договоров 907 и 911 годов князя Олега (!) с Византией написаны уже на церковно-славянском языке. Государственным, письменным языком руссов стал язык, подаренный нам святыми братьями Кириллом и Мефодием, создавшими славянскую азбуку в 863 году.
С Крещения Руси зародилось русское летописание, и нужно заметить, что в творениях древнерусских летописцев мы находим не только глубокое религиозное, но и широкое патриотическое настроение.
Православие привело к небывалому расцвету на Руси изобразительного искусства, архитектуры, музыки.
Сам образ Русской земли неразделимо слился со смиренной красотой православных церквушек. Скольким душам возвращали они умиротворение, чистоту и надежду — вся русская поэзия и литература кровно и неразделимо связаны с православной традицией.
Вот строки замечательного русского поэта Николая Рубцова, написанные в1970 году.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрю на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты небывалой досель…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…

Но Православие играло в русской культуре не «прикладную» роль. Оно оказало гораздо влияние на все стороны жизни нашего народа. Православие предполагает иную, по сравнению с Западом, модель взаимосвязи личности и общества, подчеркивая не антагонизм между ними, а гармонию — «соборность», под которой подразумевается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие людей в жизни мiра. В этом смысле соборность противопоставлялась авторитарности и индивидуальному мудрствованию с его рациональной, рассудочной ориентацией, что было характерно для западного мiровоззрения.
Соборность ориентировала человека не на рассудок, а на переживание, на движение сердца и эмоции, их согласовании с обычаями, привычками и традициями.
Вот как описывает летопись павших в битве с монголами рязанских князьях в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную соблюдали…» — в этом возвышенном и поэтическом прославлении героев можно проследить в описании государственных мужей иерархию прежде всего нравственных ценностей!
Православие имело основополагающую роль в русской политической культуре, как внешней, так и внутренней. Православным иерархам принадлежало еще право «печалования», то есть заступничества пред государями за лиц, несправедливо подвергавшихся преследованиям или наказаниям.
Так, например, во времена монгольского ига именно Православной Церкви выпала на долю великая задача сохранения и укрепления русской народности и русской государственности. Само собирание Русских земель святым благоверным князем Димитрием Донским было вдохновляемо созданием Преподобным Сергием Радонежским монастыря во Имя Святой Троицы. Вот она идея Русского Православного государства, русская идея в своем простоте и величии: «как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
И сегодня Российское государство в попытке разрешить все более и более возрастающие проблемы рассчитывает не только и не столько исключительно на «технологии» — юридические, экономические, управленческие, но, наконец-то, всерьез озаботилось о нравственности и духовности.
Но кто-то может заявить, что «может быть не нужно «навязывать» современному обществу какие бы то ни было нормы и правила поведения?» Как порой приходится сегодня слышать в молодежной среде: «Мы же живем в 21 веке!»
Увы, сегодня многие люди, в обязанность которых входит управлять людьми (работодатели в экономике, командиры воинских подразделений, специальных служб и т.п.), замечают, что многие представители молодого поколения (14 -30 лет) подчас бывают совершенно лишены понятий о добре и зле, чести, совести и, размышляя в категориях «выгоды» и «целесообразности», в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно сформировать у себя потребность служения Отчеству.
Сегодня усиленно навязывается современный «гуманизм», который строится на приоритете отдельной личности. Сразу хочу напомнить, что Христианство нисколько не умаляет значение личности, напротив — говорит об уникальности личности каждого человека, значение которой так высоко, как не может себе даже представить атеистическое сознание! — ведь мы говорим о том, что человек создан по образу и подобию Самого Бога.
Но если приоритет развития отдельной личности трактуется как абсолютная ценность и ведет к полному освобождению этой личности от всяких моральных обязательств, то это ведет к гибели как самой личности, так и социума, составляемого такими «индивидуумами». Таким образом, пренебрежение духовным воспитанием повлекло за собой множество пороков современной жизни.
Таким образом, вопрос личной и общественной нравственности становится вопросом государственной безопасности. Безсовестный человек готов пойти на любое преступление против страны и людей ради собственной выгоды.
При этом в настоящее время ведётся системная деятельность на подрыв национальной безопасности России путём информационно-психологического воздействия на личность практически каждого человека. Причем, эта работа управляется из-за рубежей нашего Отечества.

Вот что говорится, например, в «Стратегии национальной безопасности США» от 25.03.2015 года: «Американские ценности являются отражением всеобщих ценностей, которые мы отстаиваем во всем мире. Это этнические и религиозные меньшинства, люди с ограниченными возможностями, лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и трансгендеры, перемещенные лица, а также рабочие-мигранты.
Эта стратегия национальной безопасности… направлена на инициативное продвижение наших интересов и ценностей с позиции силы».
Используемые при этом «Информационно-психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы людей (на противника) с целью внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли. …В информационно-психологических операциях речь идет об определенной структуре навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.
…Главная цель информационно — психологических операций — это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий».
Что же может противопоставить этой хорошо продуманной технологии информационно-психологического воздействия на население (и — особенно! — на молодежь) Россия? Сегодня, вслед за известными Посланиями Президента Федеральному Собранию, появились и определенные Законодательные основы, позволяющие помочь в преодолении угроз национальной безопасности России.
Например, в новой (2021 года) редакции Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации четко сказано, что достижение целей государственной политики обеспечивается путем обучения и воспитания детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Наконец, буквально на днях, 9 ноября 2022 года, были приняты «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.
К традиционным ценностям относятся, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Однозначно сказано, что «религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».
Крайне важно то, что в этом документе особо отмечено, что для решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей необходимы следующие конкретные инструменты: обеспечение межведомственной координации, совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи, оценка проектов программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям, привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
В нашей Новосибирской области еще четыре года назад (тут мы снова оказались в лидерах) еще в 2018 году был принят документ, регламентирующий «кадетское» образование и воспитание — «Концепция подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе в общеобразовательных организациях». Он был рожден довольно удивительным образом — как совместное творчество специалистов министерства образования области, директоров и завучей по воспитательной работе кадетских корпусов, а также — представителей епархии. Такой творческий союз («соборный разум») принес достойные плоды.
В частности, в данной Концепции четко сказано, что сегодня «формирование личности гражданина, который с ранних лет воспитывается в духе патриотизма, готовности к осознанному и профессиональному управлению государством, является актуальной и приоритетной задачей».
При этом отмечено, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности и кадетской преемственности воспитанников от поколения к поколению. …Кадетские образование — светское образование. Вместе с тем, в основной общеобразовательной программе кадетского образования обязательным является изучение православной культуры и других религиозных культур как феномена общечеловеческой культуры. Ключевая духовно-образующая роль в кадетском образовании принадлежит русскому языку, великой русской и православной культуре».
Насколько мне известно, такой четкий и ясный подход к проблеме воспитания до недавнего времени редко можно было встретить. Когда я (в рамках Международных Рождественских Образовательных Чтений) докладывал первому заместителю секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герою России Вячеславу Алексеевичу Бочарову о создании такого документа, это вызвало большой интерес. Как оказалось, что Общественная Палата РФ как раз готовила подобный документ, а у нас-то он уже был готов!
Наш документ был использован в работе Федеральных органов власти, но в нынешних условиях удивляет вот что: почему наша Концепция воспитательной работы служит руководящим документом лишь для кадетских корпусов (как сказано — при подготовке «обучающихся к военной или иной государственной службе»)? Неужели воспитание, основанное на «национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства» необходимо лишь для тех, кто, возможно, завтра будет с оружием в руках защищать это самое государство?
Предлагаю, основываясь на обсуждаемых сегодня документах — Стратегии национальной безопасности, Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и других, распространить имеющийся в нашей области опыт воспитания учащейся молодежи на все без исключения образовательные учреждения, а также на широкий круг граждан.
Прошу обратить внимание на то, что необходимо создать действующую систему гражданско-патриотического воспитания граждан (а не только учащейся молодежи), охватывающую не только образовательные учреждения всех уровней, но и всю сферу общественной жизни.