Значение религиозного просвещения в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов

Доклад протоиерея Бориса Пивоварова, председателя Отдела образования и просвещения Новосибирской Епархии, на пленарном заседании XXVI Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений

Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые руководители образования Новосибирской области и города Новосибирска!
Дорогие учителя и все участники Рождественских Чтений!
О том, что с нравственным воспитанием школьников и учащейся молодёжи не всё благополучно – известно было давно. Например, ещё 12 лет тому назад в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (в 2010 году была напечатана изданием «Просвещение») с одной стороны провозглашалось, что:
«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».
Но при этом в Концепции были приведены и горькие слова.
В ней прямо говорилось, имеют место:
«негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации».
Среди причин нравственной деградации, в частности, указывалось «поспешное копирование западных форм жизни».
В Концепции говорилось также, что «агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой».
И ещё в Концепции было сказано: «Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, неверие в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной».
Всё это было засвидетельствовано 12 лет тому назад! И эти 12 лет, прошли не напрасно.
К настоящему времени, слава Богу, базовая система отечественных духовно-нравственных ценностей выражена. И выражена ясно!
[Какие шаги за эти годы были сделаны нашим государством для исправления положения в сфере духовно-нравственного воспитания в кратком докладе сделать невозможно. Это может стать темой особого доклада].
А вот конкретные усилия государства к совершенствованию воспитания детей и молодёжи в нашей стране.
2 июля 2020 года была утверждена «СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», где имеется глава «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
А недавно – 9 ноября 2022 года – Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ (№ 809) «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
«Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению» (п.4).
Среди традиционных нравственных ценностей, указанных в этом долгожданном документе мы прежде всего видим священное слово ЖИЗНЬ. А ещё: «патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (п.5).
Здесь же прямо признаётся положительное значение религиозного мировоззрения, свято сохраняющего базовые духовно-нравственные ценности России.
«Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» (п.6).
Такая прямая и ясная защита базовых отечественных духовно-нравственных ценностей России стала возможной благодаря тому, что в 2020 году в Конституции появилась статья 67.2.
«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
(Статья 67.2).
Обращаясь к проблемам духовно-нравственного воспитания школьников и студенческой молодёжи, уместно привести сказанные Святейшим Патриархом Кириллом 25 октября 2022 года на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора «Православие и мир в XXI веке».
«Современный человек вынужден жить в мире, который принято именовать секулярным. В секулярном мире в большинстве случаев религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию жизни, что зачастую приводит к конфликту различных форм мировосприятия: личных духовных убеждений и навязываемого извне секулярного подхода.
Для того чтобы понимать, как отстаивать значение непреходящих духовных ценностей перед лицом секулярного нерелигиозного мира, необходимо ясно и отчетливо осознавать природу и истоки этой идеологии.
Идея создания секулярного общества составляет один из важнейших базовых принципов новой западноевропейской и вообще западной культуры. Форматирование социума по секулярному образцу, по сути, означает изгнание религии из общественного пространства и помещение ее в «гетто».
Если назвать вещи своими именами, – сказал Святейший Патриарх, – то следует сказать, что в мировоззренческом отношении людям предлагается атеистический подход к миру и человеку, включающий атеистическую этику и во многом основанные на этой этике нормы общественного поведения.
Доведенный до своего логического конца, замысел должен был привести к выводу религии за пределы общества. По опыту мы знаем, что религия в секулярном обществе преподносилась как атрибут отсталости, мешающий прогрессу, из этого делались выводы о необходимости преодоления ее как «пережитка» прошлого, и особенно ярко это проявилось в коммунистической идеологии и практике.
Наивные, на первый взгляд, рассуждения, которые и сегодня часто приходится слышать, о том, что «вера в Бога должна быть в душе», есть не что иное, как плоды секулярной идеи, возросшие на почве стремления изъять религию из общественной жизни: веруй, если хочешь, в кого угодно и как угодно, но вне всякого влияния на общественную жизнь, которая должна быть свободна от религиозного знания и от религиозности как таковой».
А на недавно прошедшем XXIV Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх ясно выразил какое всё это имело значение для нравственного состояния нашего общества:
«Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего».
Элементарная религиозная грамотность, – говорил Святейший Патриарх Кирилл на встрече с учителями и министром образования Российской Федерации 19 октября 2021 года, – позволит школьникам держаться подальше от опасных сект, субкультур и психокультов и перейти от деструктива к созидательной жизни.
«От трагедии американского Колумбайна до трагедий в Керчи, Казани и Перми причины, побудившие подростков взяться за оружие, лежат <…> в псевдорелигиозной сфере. Для того чтобы ребенок не попал под машину, мы учим его соблюдать правила дорожного движения. Чтобы предохранить детей от неверного или искаженного восприятия религии, нам следует предоставить им возможность познакомиться с религиозной традицией своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей, лежащих в основе общепринятых норм поведения и законов».
Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) его в них не воспитывал, то и законы исполняться не будут.
Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2010 г.) говорилось: «В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси».
После долгих лет атеистического господства люди начали осознавать, насколько религия для них важна, началось движение к религиозной вере и практике, люди начали осваивать новый опыт мироощущения, мировосприятия.
Зачем школе религиозное просвещение?
Спорить о том, какое мировоззрение правильное, а какое неправильное – религиозное или безрелигиозное, – конечно, не следует. Но когда речь идёт о духовно-нравственных ценностях, о воспитании нравственного поколения, о спасении России, то списывать с корабля истории религиозное просвещение нельзя.
Разве возможно оспорить максиму, сформулированную Достоевским – «Если Бога нет, то всё позволено». Это, конечно же, не означает, что надо кого-то насильно убеждать в истинности Православия. Это означает, что не надо бояться веры, а бояться надо безверия и разрушительного нигилизма.
Какие есть в нашем мире имеются ценности?
Есть ценности материальные:
— деньги,
— земли,
— дома,
— автомобили,
— бриллианты
— и многое другое…
Есть также конвенциональные ценности — важный и необходимый компонент государственно-общественного воспитания.
Эти ценности определяются Конституцией, федеральными законами, подзаконными актами, уставами, правилами поведения
и подобными установлениями.
[Справка:
Конвенция (от лат. conventio — договор, соглашение) — договор, регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами или участниками процесса].
Заключив, то есть приняв публично какой-либо общественный договор (конвенцию), люди (сограждане) как бы договариваются между собой, о том, что надо уважать свободу и права каждого человека, соблюдать правила уличного движения, защищать природу, заботиться о пожилых…
Конвенциональные ценности нужны!
Без них немыслима общественная жизнь. Они необходимы как регуляторы.
Но конвенциональные ценности имеют существенные ограничения.
Поэтому людям необходимы и духовно-нравственные ценности.
Невозможно договориться (заключить договор, конвенцию) жить по совести, с почтением относиться к родителям, к учителям, прощать обиды, помогать ближнему, попавшему в трудную ситуацию, жертвовать своим временем, защищать родных, защищать Родину, жертвуя своей жизнью. Невозможно как бы договориться любить родителей, любить родной город, любить Родину…

Благодарность родителям, верность друг другу, верность семье, верность своему долгу и призванию, честность, благоразумие, трудолюбие, милосердие — это и есть духовно-нравственные ценности.
Это ценности, которые мы, к сожалению, порой не ценим…
В трудную минуту, когда в семье, в жизни что-то рушится, мы начинаем осознавать значение духовных ценностей — веры, надежды, любви и других — и понимать, что ни за какие материальные ценности их не приобрести.
Духовно-нравственные ценности существуют испокон веков и сохраняются благодаря народной религиозно-культурной традиции. Они передаются от поколения к поколению в семье, в школе, в обществе, в государстве.
Очень важно, чтобы школа преодолела религиобоязнь, религиофобию. Важно, чтобы родители учащихся могли свободно выбирать предмет-модуль «Основы православной культуры». Пока этот выбор часто является лишь декларацией… Очень важно, чтобы учителя основ православной культуры получали достойную подготовку для преподавания этого важного предмета.
Если наши школьники будут осваивать основы православной культуры России, то преобразится и лицо ученика, и лицо школы, которая будет давать детям, а вузы – студентам полноценное духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Спасибо за внимание!