18 апреля 2012 г. Газета «Советская Сибирь» (№ 69)

Читатели «Советской Сибири» продолжают разговор о введении в школьную программу курса «Основы реигиозных культур и светской этики»

Ключевое слово — ВОСПИТАНИЕ


Продолжает вызывать отклики опубликованное 29 марта в № 55 «Советской Сибири» интервью с начальником Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Натальей ПОПОВОЙ о прошедшей апробации, а теперь о введении с будущего учебного года в программы наших школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Интервью, отражая главную мысль материала, называлось «Ключевое слово — КУЛЬТУРА». Председатель отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии протоиерей Борис ПИВОВАРОВ делает в своих размышлениях другой акцент. Он считает: «Ключевое слово — ВОСПИТАНИЕ» и приводит собственные аргументы. Хотя, на взгляд редакции, позиции и того и другого спикера, в общем-то, по сути близки.


Речь о святынях

– Формированию свободной, творчески самостоятельной личности в значительной степени способствует изучение духовных ценностей народа и родной национальной культуры. А культура, по мнению академика Д.С.Лихачева, — «это святыни народа, святыни нации». Недаром Государственный гимн России начинается словами «Россия — священная наша держава». Привитие чувства священного составляет основу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Если у воспитанника российской школы не будет ничего святого — как учить его нравственности, добродетели, любви к Отечеству?!

В следующем учебном году учащиеся 4-х классов будут изучать комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого будет преподаваться учебный предмет «Основы православной культуры» (ОПК). В эти весенние дни в школах города Новосибирска и Новосибирской области проходят родительские собрания, на которых родители учащихся 3-х классов должны выбрать один из шести модулей комплексного курса ОРКСЭ.

Почему выбор модуля предоставляется именно родителям (законным представителям) учащихся? Потому что, согласно нормам международного права и российскому законодательству, родители учащихся имеют полное право воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями. Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2. «Право на образование») гласит: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Отличать добро от зла

– Именно здесь хочу подчеркнуть: духовно-нравственное образование не следует отождествлять с религиозным обучением. Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, пост, регулярное участие в богослужении, в церковных праздниках. А духовно-нравственное образование призвано научить школьника быть совестливым, отличать добро от зла, правду от лжи, почитать родителей и старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, осторожным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, участвовать в церковно-государственных праздниках, почтительно относиться к захоронениям, не разорять кладбища, не оскорблять родителей и учителей, не сквернословить, не воровать, не лгать, не употреблять наркотики, уклоняться от преступных сообществ и т.п.

В школе воспитанию детей на основе православной педагогической традиции призван содействовать учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры». И это нисколько не противоречит и не препятствует тому, что дети мусульман, если пожелают их родители, будут изучать основы исламской культуры, дети буддистов — основы буддийской культуры, дети иудаистов — основы своей родной культуры. А те родители, которые еще не нашли дорогу к храму, могут выбрать для своих детей любой другой модуль, в том числе и «Основы православной культуры».

В советское время в школе была установка на всеобщее атеистическое воспитание. Теперь религиозно-общественная ситуация в России кардинально изменилась: атеизм уже не является официальной государственной идеологией. И действующим российским законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,1997 г.). Признается вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.

Поэтому, считаю, для обеспечения свободного выбора родителями школьников нужного им модуля курса ОРКСЭ представители Русской Православной Церкви должны и имеют право свободно принимать участие в родительских собраниях. Они помогут родителям понять особенности модуля «Основы православной культуры» и сделать вполне осознанный выбор.

В союзе семьи и школы

– Конечно, доброе воспитание не совершается автоматически или механически. Важнейшее значение для воспитания ребенка имеет семейная духовно-нравственная атмосфера. Но если учащимся с детства не привить добрые навыки поведения, то дело духовно-нравственного воспитания будет упущено. Одна только школа не сможет воспитать достойного гражданина.

Что необходимо для того, чтобы школа стала территорией нравственной, а не походила на то, что было показано в скандальном фильме «Школа»?

Нужна твердая позиция родителей, являющихся по отношению к школе заказчиками на образовательные услуги, как бы противоестественно ни звучали эти современные термины для тех, кто привык воспринимать школьное обучение в традиционных, более высоких, категориях.

– Школьное образование, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков (из Слова на открытии XVIII Международных Рождественских образовательных чтений).

То есть, если родители хотят, чтобы их дети получали в школе духовно-нравственное образование, изучая основы православной культуры, то школа призвана обеспечить их детям такую возможность.

О цели и задачах преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» на XV Новосибирских Рождественских образовательных чтениях просто и исчерпывающе сказал также митрополит Новосибирский и Бердский Тихон:

– Научить школьников и молодых людей совестливости, доброте, порядочности, честности, ответственности не менее важно, чем обучить профессиональным навыкам. Воспитать достойных граждан России — вот ради чего вводится новый учебный предмет «Основы православной культуры». Предмет этот последовательно раскрывает идею возможности духовного возрождения человека на основе исторической памяти и трезвого осознания современности, дает ориентиры для поиска человеком своего места в мире, а через воспитание конкретного гражданина ведет к возрождению всего российского общества.

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА,
fialta@sovsibir.ru