Слово на открытии XIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона

11 января 2011 г.

Добрый день, дорогие участники Рождественских Чтений!

Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством Христовым!

Сегодня мы уже в четырнадцатый раз собираемся на Рождественские Образовательные Чтения. Эти Чтения изначально призваны служить объединению усилий светских и церковных педагогов, руководителей системы образования и православных священнослужителей, работников культуры, здравоохранения и тех, кто старается препятствовать проникновению к детям губительных пороков. Рождественские Образовательные Чтения проводятся ради того, чтобы все люди доброй воли, болеющие о подрастающем поколении, могли объединить свои усилия для спасения детей России.

Прошедший год останется памятным для нас как Год Учителя, а также как год, когда в школах России началось преподавание предмета «Основы православной культуры», проходящее в рамках апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Желая поддержать подвижнический труд российского учителя, Русская Православная Церковь совместно с государством уже несколько лет проводит всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». И мы благодарим педагогов Новосибирской области, активно участвующих в этом конкурсе.

Преподавание основ религиозной культуры является принципиально важным шагом на пути возрождения духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в нашей стране. Изучение исторических основ православной культуры содействует воспитанию честных, свободных и ответственных граждан России. Изучение нравственных основ православной культуры — это усвоение учащими и учащимися тех добродетелей, которыми славилась Святая Русь: добросовестность, трудолюбие, почитание родителей, милосердие, жертвенное служение своему народу и Отечеству, что является фундаментом патриотического воспитания. Недаром наше российское гражданское законодательство гласит, что православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Почему православие? Потому что именно оно послужило становлению Древнерусского государства, даровало Руси письменность, книги, школы, высокое искусство, благотворительность, воспитало бесстрашных воинов. И на протяжении десяти веков православие же служило единству и независимости нашего Отечества.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что школа есть посредник, который передаёт новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Возгревание в юных сердцах устремлённости к истине, подлинного нравственного чувства и любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей общеобразовательной школы не в меньшей, а может даже в большей мере, чем передача знаний.

Правящая партия нашей страны носит название «Единая Россия». Её идеология — поиск национальной идеи, способной объединить российское общество. В настоящее время насилие и разделение имеют место, и об этом свидетельствуют недавние события. Правительство видит выход в повышении уровня культуры, духовности и нравственности населения, и с этим в первую очередь связываются реформы системы образования. Советский моральный кодекс срабатывал только благодаря подавлению государством всех демократических свобод. Современная школа, к сожалению, в основном выбирает для «духовного» (в кавычках) воспитания детей светскую этику (в принципе — тот же моральный кодекс атеиста) и поэтому сразу можно предположить — воспитание в школе будет равно «нулю».

Новое время требует новых подходов к правилам общественной жизни. Вышедший в Новосибирской епархии учебник «Основы православной культуры» составлен с учётом Конституции России и является светским учебником. Повествующий об исторической и нравственной основах тысячелетнего российского общества, он написан с гражданских позиций. Вдумайтесь в слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество… Воспитывают же людей: впрямую — религия…» «Культура — это святыни народа, это то, что оправдывает пред Богом существование народа и нации».

Для России, несмотря на многоконфессиональность, культурообразующая религия — православие. Культура формирует модель поведения человека. В настоящее время популярная культура демонизируется, и пороки нынешнего общества — результат воспитания в этой культуре, поскольку общество не знает основ традиционной религиозной культуры. Сальвадор Дали говорил: «Сначала научись рисовать, а потом экспериментируй». Культура — это образ духовной жизни, а нравственность — правила духовной жизни. Духовность связана с душой, внутренним миром человека. Она определяет цель и смысл жизни человека. Душа человека накапливает добро или зло и растёт в этом и развивается. Поэтому воспитатели должны дать молодому человеку понятия о добре и зле, но прежде усвоить их сами, определив для себя критерии этих понятий.

Жители России независимо от национальности и вероисповедания должны знать основу, платформу гражданского патриотического чувства, историю и культуру своей страны. Не зная прошлого, мы не сможем идти в будущее. Нынешние российские политологи, социологи, философы, писатели по-разному смотрят на Россию: одни хотят видеть свою Родину большой дружной семьей, а другие хотят видеть «в этой стране», как они выражаются, только рынок, который всё урегулирует. Но разве не понятно, что, пренебрегая своим культурно-историческим наследием и духовно-нравственными заповедями предков, невозможно достичь гражданской консолидации общества, невозможно сохранить независимость России. Поэтому создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания школьников является задачей государственной значимости, является «задачей номер один для всех нас», как сказал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.

В школе делается много, происходит и техническое переоснащение школы, но она по-прежнему остаётся оплотом атеизма, от которого наша страна давно отказалась. Не слышно голоса школы против пошлости, разврата, пьянства и наркомании, жестокости, бездуховности и криминала. Да и сами учителя подвергаются насилию и жестокости от своих учеников и их родителей. А между тем уже давно замечено благотворное влияние преподавания основ православной культуры в «трудных» школах, среди групп риска, в исправительных колониях, среди военнослужащих. Вот цитата из письма заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России А.М.Величко: «Проводимая священнослужителями работа позитивно сказывается на состоянии дисциплины среди осуждённых. По итогам работы за девять месяцев 2010 года количество злостных нарушений среди осуждённых сократилось на 75%». (Речь идёт о создании православных приходов в тюрьмах города Воронежа.) Как видите, нам разрешают исправлять ошибки школьного и семейного воспитания.

Вопрос: почему молодой человек должен узнавать о совести, чести и правах другого человека в тюрьме, а не сидя за школьной партой?

Не только школа, но и тюрьма отделены от Церкви. Мы не говорим, что священник должен преподавать в школе, а объяснить суть религиозной культуры, её основы — он должен, хотя бы родителям, чтобы они сделали свободный выбор предмета, а не по указке.

Для решения общей задачи воспитания детей и молодёжи необходимо нам самим — тем, кто берёт на себя функции воспитателя российской молодёжи, — твёрдо определиться: а чего мы хотим? Делать вид, что мы сотрудничаем, и все силы приложить, чтобы не допустить священника до учащихся и даже до родителей учеников? Но через это мы наносим вред только общему делу воспитания школьников. Священник всё равно к ним придет, но только уже в колонию или в наркодиспансер. Сама бездуховная школа с духовными пороками молодёжи не справится, даже уповая на всю мощь государства и технический прогресс. Систематическое преподавание школьникам основ религиозной культуры является залогом целостного и правдивого восприятия российскими школьниками отечественной истории и великой русской культуры. Проникнувшись любовью к Родине, выпускники российской школы будут стремиться к тому, чтобы у нашей славной российской истории было и достойное продолжение.

Недавно на встрече с сотрудниками Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «в области церковно-государственных отношений в России на сегодня не осталось ни одного принципиального вопроса, который содержал бы в себе некий конфликт между Церковью и государством. Было три таких вопроса: участие духовенства в Вооружённых силах, возвращение Церкви незаконно отнятого имущества и присутствие религиозно-ориентированных дисциплин в школе. Все эти вопросы решены, остались технические вопросы по реализации этих договорённостей. На уровне законодательства Церковь наконец получила свободу своей миссии. Сейчас остаётся непонимание между Церковью и некоторыми общественными кругами о месте Церкви в общественной жизни».

Поскольку духовно-нравственная атмосфера в школе зависит не только от учителей, но и от общества в целом, мы приглашаем на Рождественские Чтения представителей органов власти, науки, культуры, медицины, социальных работников и всех, кто готов трудиться ради нравственного оздоровления детей и молодёжи. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время проходит всенародное обсуждение, отражает государственное признание образовательной и просветительной деятельности Церкви и открывает новые перспективы сотрудничества школы и Церкви в деле воспитания подрастающего поколения граждан России.

Всем работникам сферы образования, учителям города Новосибирска и Новосибирской области и вам, дорогие участники Рождественских Чтений, желаю мира, здоровья и благополучия.

С Рождеством Христовым! Давайте все вместе пожелаем нашей молодёжи доброго духовного здоровья. Спасибо!