Протоиерей Борис Пивоваров. Преподавание «Основ православной культуры» в рамках образовательной (предметной) области «Духовно-нравственная культура»

Статья в журнале «Источниковедение в школе» №1(9) 2010 г.

Предисловие

В настоящее время в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах России проводится педагогический эксперимент по апробации нового учебного предмета «Основы православной культуры», который входит в комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Сегодня преподавание «Основ православной культуры» — это официально зафиксированный социальный заказ весьма значительной части родителей и их детей. «Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей», — указывается в «Концепции Федеральных государственных стандартов общего образования» (стандартов второго поколения).[1]

Общеизвестно, что православные люди составляют большинство населения России. Поэтому вполне понятно, что миллионы православных родителей желают, чтобы их дети, обучаясь в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в то же время получали воспитание, соответствующее их, родительским, религиозным и нравственным убеждениям. Такое желание верующих родителей нисколько не противоречит светскому характеру государственной системы образования России, если словосочетание «светское образование» не толковать как «антирелигиозное образование».

Приоритетное право на религиозно-нравственное воспитание детей принадлежит родителям, что зафиксировано в целом ряде актов международного права.

Особо следует отметить Международную конвенцию «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года, и к ней наша страна присоединилась еще в 1962 году.[2] 5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, считают: родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями.

Такое право родителей закреплено также Протоколом № 1 Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (от 1 ноября 1998 г.). Статья 2 этого Протокола — «Право на образование» — гласит: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

К сожалению, не только многие школьные учителя, но даже и руководители образовательных учреждений не знают этих международных норм защиты прав верующих людей. Если бы школьные учителя знали эти нормы международного права и стремились их выполнять, то не было бы столько препятствий для свободного выбора православными родителями учебного предмета «Основы православной культуры». Не было бы и нелепых формулировок: «Наша школа выбрала основы светской этики» или «Наш класс выбрал основы мировых религиозных культур». По цели и задачам апробации нового комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбирать должны были только родители и дети, а не класс или школа.

Наименование комплексного курса — «Основы религиозных культур и светской этики» — нельзя признать удачным. Воспитательным задачам курса больше соответствовало бы наименование образовательной (предметной) области — «Духовно-нравственная культура». А в состав такой образовательной (предметной) области могли быть включены различные учебные предметы, в том числе и «Основы православной культуры», тем более что в 2006–2007 годах так и задумывалось. Но стремление «причесать» все религиозные культуры под одну безрелигиозную «гребенку» привело к появлению длинного и несуразного названия этого нового комплексного учебного курса, составные части которого стали именоваться не учебными предметами, а модулями.

I. Истоки педагогического эксперимента по апробации
учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики»

О духовно-нравственном воспитании как приоритете образования Россией было заявлено в 2001 году принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом программном документе было записано следующее:

«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры»[3].

27 ноября 2006 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета по вопросам изучения религиозной культуры в системе общего образования. Совет составил Предложения Министерству образования и науки Российской Федерации, в которых, в частности, было указано:

«Демократический характер Российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп. При этом добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственных школах той или иной религии».

Проще говоря, Общественная палата предложила Министерству образования и науки ввести в систему общего образования духовно-нравственный компонент и в его рамках дать возможность школьникам изучать родную религиозную культуру. «Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников», — говорится в итоговом документе Совета Общественной палаты Российской Федерации.

Важным решением стала инициатива Общественной палаты выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозно-мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В качестве примера демократического решения проблем преподавания религии в светской системе образования Общественная палата Российской Федерации ссылалась на опыт Германии, Финляндии и ряда других стран Европы.

В ответ на Предложения Общественной палаты Министерство образования и науки Российской Федерации занялось изучением проблемы преподавания религиозной культуры и светской этики в связке с подготовкой и введением Федеральных государственных стандартов общего образования (стандартов нового поколения).

Важным шагом на пути реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стало принятие 1-й статьи Федерального Закона № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря2007 г.). В числе прочих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.

Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» предписывал: «Учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать „духовно-нравственное развитие, воспитание“ российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование».

Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».

Таким образом, с 1 декабря 2007 года, со вступлением в силу новой редакции Закона «Об образовании», был поставлен серьезнейший вопрос: как обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, как сформировать духовно-нравственную личность выпускника российской школы?

Для дальнейшего продвижения преподавания религиозной культуры в российской школе принципиальное значение имело Совещание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями других наиболее многочисленных в России вероисповеданий (21 июля2009 г.). На этом Совещании обсуждались вопросы преподавания основ религиозной культуры и светской этики, а также введения в Вооруженных силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей.

В ходе Совещания Президент Российской Федерации поддержал преподавание в школах России основ религиозной культуры для тех детей и родителей, которые хотят изучать свою родную религиозную культуру. А для тех, «кто захочет изучать все многообразие российской религиозной жизни, может быть разработан общий курс по изучению истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны». Для людей нерелигиозных предлагалось изучение светской этики.

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стали: Поручение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 2 августа 2009 года и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 11 августа 2009 года.

Первым пунктом Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации предписывалась выработка и апробация механизма выбора родителями учащихся и самими школьниками желательного им одного из шести модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Одним из важнейших принципов апробации комплексного учебного курса называлось «взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями».

Если Общественная палата Российской Федерации рекомендовала введение преподавания религиозной культуры в школе, то сформированный при Министерстве образования и науки Российской Федерации Общественный совет занял иную позицию. Поскольку большую часть этого Общественного совета составили яростные противники Русской Православной Церкви (А.Венедиктов, Б.Альтшулер, С.Сорокина и их единомышленники), то и сам совет фактически стал выполнять роль антиправославного лобби. Именно оттуда под видом мнения общественников и специалистов по образованию поступают в средства массовой информации предложения изменить формат эксперимента по апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Но, несмотря на столь сильное противодействие воинствующих атеистов, не желающих терять монополию на школу, всё большее число родителей, узнавая о своих правах и возможностях, выбирают то, что соответствует их мировоззрению.

II. Значение православия в истории России,
в становлении ее духовности и культуры

Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (преамбула Закона).

Поскольку православие имеет особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры, то вполне понятно, что российский школьник должен иметь возможность изучать в школе исторические и нравственные основы православной культуры России.

Культурообразующая роль православия в истории России неоспорима. А религиозно-этические принципы и культурно-исторические традиции православия более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию. Символично, что православие в России исповедуют представители всех народов России. Русская Православная Церковь — многонациональная Церковь. И среди святых, в земле Российской просиявших, также много представителей разных народов России.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» ясно выражен взгляд как на культуру, так и на культурообразующую задачу Церкви:

«Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. <…> Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к сферам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим»[4].

III. Методика преподавания учебного предмета
«Основы православной культуры»

Преподавание духовно-нравственной культуры заключается не в том, чтобы давать школьнику «теорию нравственности» или «теорию духовности», а в том, чтобы помочь школьнику правильно ориентироваться в обществе, в котором он живет. Причем сориентировать его необходимо не только в современности, но и обеспечить интеграцию в отечественную культурную традицию — в глубь времен.

Учебный предмет «Основы православной культуры» знакомит школьников с такими важнейшими духовно-нравственными понятиями, как «Родина», «Отечество», «родная земля», «родная страна», «родной край», «родная речь», «родной язык», «родная литература», «народ», «столица нашей Родины», а также с Государственным Гимном, Государственным Гербом и Государственным Флагом как с особыми — священными для гражданина России — символами. С первого года обучения школьник должен понимать смысл слов Государственного Гимна России: «Россия — священная наша держава» — «Хранимая Богом родная земля».

Воспитательное значение курса по основам православной культуры достигается не просто знакомством с указанными словами, понятиями и памятниками отечественной культуры, а формированием у учащихся отношения к ним как к родным словам, понятиям и святыням. У обучающихся должны складываться твердые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности, честности, справедливости, подвиге, жертвенности. При таком усвоении основ духовно-нравственной культуры у школьников будет формироваться и личный нравственный опыт — то есть правильное, отрицательное отношение к скверным словам, к культу насилия и жестокости, к нарушениям нравственных норм.

Выдающиеся произведения русской литературы и культуры, проникнутые идеями добра, красоты, справедливости, помогут привить учащимся любовь к родителям, к Родине, к родной речи, родной природе, к добрым делам. Изучение православного календаря поможет понять величие таких церковно-государственных праздников, как День славянской письменности и культуры, День Крещения Руси, День народного единства. Тем самым и будут закладываться основания духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Учебный предмет «Основы православной культуры» для 4–5 классов состоит из двух разделов. Первый — «Исторические основы православной культуры». Второй — «Нравственные основы православной культуры».

Знакомясь со священными страницами родной истории, школьник постигает исторические основы православной культуры России. Изучая нравственные основы православной культуры, школьник узнает, как относились к своим родителям, к Родине, к своим соотечественникам, к людям других верований и культур наши добрые и мудрые предки. Добрые примеры научат добродетели.

Чтобы утрачивающее культурно-историческую преемственность поколение в результате школьного обучения могло идентифицировать российскую духовно-нравственную культуру как свою культуру, при преподавании духовно-нравственной культуры необходимо опираться на письменные и иные памятники отечественной культуры, а главное — не жалеть времени на глубокое (не формальное!) изучение достопамятных событий отечественной истории, например, судьбоносных Побед в российской истории, освященных великими православными церковными праздниками. Один героический эпизод родной истории, одна книга, один автор могут совершить в душе школьника такую духовно-нравственную работу, которую не сможет заменить «прохождение» по программе множества обязательных дат, имен, произведений.

Преподавание духовно-нравственной культуры, во-первых, должно строиться на принципе культуросообразности (сообразности отечественной культуре), а во-вторых, активно опираться на авторитетный историко-культурный материал: знаменитые памятники русской культуры, фигуры великих исторических деятелей, исследования всемирно известных ученых.

Конечная цель изучения православной культуры — помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Заключение

Как прививать российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру?

Завет российской школе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999): «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)»[5].

Поэтому основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России — это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа.

В настоящее время учебный предмет «Основы православной культуры» изучается на рубеже 4–5 классов. В идеале освоение этого учебного предмета должно распределяться равномерно по всем возрастным ступеням школы: освоение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы. Это и будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.

Опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, духовно-нравственное воспитание позволит школьнику различать добро и зло, оценивать, что полезно, а что опасно, к чему надо стремиться, а чего следует избегать.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, важно уточнить: что же такое образование?

В ныне действующем Законе «Об образовании» говорится, что образование — это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона).

В готовящемся к принятию новом Законе «Об образовании» необходимо расширить и углубить понятие «образование». Под образованием следует понимать целенаправленный процесс обучения, включающий духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Такое образование будет больше соответствовать интересам человека, общества и государства.

Приводится по журналу «Источниковедение в школе».
№ 1(9) 2010. С. 13–21.



[1] «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 9.

[2] Текст Конвенции опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР». 1962. № 44.

[3] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Утв. 29.12.2001 г. М.: ЦГЛ, АПКиПРО, 2004. С. 10.

[4] «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 141.

[5] Лихачев Д.С. Русская культура: Сборник статей. М.: «Искусство», 2000. С. 153, 155.