Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Слово на XI съезде работников образования Новосибирской области

Дорогие учителя!

Дорогие участники областного Съезда работников образования!

В проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» обсуждаются проблемы, которые этот Закон призван решить: забота о детях-инвалидах, об особо одаренных школьниках, о поднятии престижа педагогической профессии и о достойной оплате педагогического труда, о благоустроении нашей новой школы.

Одна из новелл содержится в статье 89-й готовящегося Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ организациями профессионального религиозного образования (духовными образовательными организациями), образовательными организациями религиозных организаций».

Статья эта в проекте нового Закона стоит в одном ряду с теми статьями, которые определяют особенности реализации образовательных программ в области медицины, физической культуры и искусства. Таким образом, после семидесяти лет репрессивного отношения к Церкви и верующим гражданам, после двадцати лет перестройки Российским Законодательством признается образовательная и воспитательная деятельность Церкви и религиозных объединений.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что стереотипы держатся долго. Прошло время господства атеизма в государственной политике и идеологии, в научной сфере, в социальной сфере, в культурной жизни нашей страны. А в школе по-прежнему почти всё содержание образования и воспитания покоится на антирелигиозных концепциях и постулатах.

Когда наши священнослужители говорят о духовной культуре с реабилитантами, стремящимися избавиться от наркотической и другой зависимости, когда беседуют с заключенными, то нередко слышат от них горькие слова: «Вот пораньше бы нам услышать то, о чем мы только что узнали, мы жили бы по-другому».

Если родители утратили способность духовно-нравственного воспитания — это беда. А если к тому же и школа вместо привития традиционных для России нравственных правил и заповедей сеет релятивизм в области нравственности, то откуда же нам ждать совестливых, добрых, честных, благодарных и трудолюбивых воспитанников школы?!

Чтобы спасти детей и молодежь от безнравственности и вымирания, чтобы приобщить российских школьников к духовной культуре и нравственному образу жизни, необходимо именно в самой школе создать условия для полноценного воспитания обучающихся. И, как вы знаете, Правительство России пошло на такой шаг: поставило задачу ввести в школу новую образовательную (предметную) область — «Духовно-нравственная культура».

Как гласит Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», православие имеет «особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Эти слова действующего законодательства не должны быть для учителей пустым звуком. Если православие имеет особую роль в истории России и становлении ее духовности и культуры, значит, в школе необходимо изучать основы православной культуры, содействовать тому, чтобы родители школьников от носителей этой культуры получали сведения о цели и задачах этого нового учебного предмета. Учителям, преподающим «Основы православной культуры», нужно заниматься повышением своей квалификации с представителями Русской Православной Церкви, а не с антирелигиозно настроенными тьюторами, которых в свою очередь также готовили люди устаревших атеистических взглядов, проповедниками духовного невежества.

Я не мог не огорчиться, когда узнал, что в нашем огромном (третьем по величине в стране!) городе во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» приняли участие всего три учителя из двух школ. Одна из них — муниципальная, а другая — негосударственная. (Из школ районов Новосибирской области на конкурс подано более 30 работ из 10 районов.)

О чем это говорит? Наверное, о том, что духовно-нравственное воспитание еще не является приоритетным направлением в реформах и модернизации российской школы, в частности в школах Новосибирска и области.

Между тем, в инструктивном Письме Министерства образования и науки Российской Федерации прямо говорится о том, что для решения такой задачи, как «свободный выбор родителями школьников» модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», «важно организовать привлечение представителей религиозных организаций».

То есть на собрание родителей по поводу выбора модуля Министерство образования и науки Российской Федерации прямо рекомендует приглашать представителя конфессии, религиозные основы которой могут выбрать родители.

Сколько школ или классов в Новосибирске пригласили на такое родительское собрание представителя Новосибирской епархии, чтобы он рассказал родителям и учителям о цели и задачах нового светского предмета «Основы православной культуры»? — Ноль! Так же и с другими религиями.

Разрешите напомнить. Выступая совсем недавно на педагогическом форуме в Адыгее, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В следующем году мы будем отмечать один из юбилеев зарождения государственности. Я дал поручение провести в 2012 году олимпиады по истории России, по истории, соответственно, регионов России. И более того, нам нужна современная, адаптированная для наших школьников разного возраста пропаганда исторических знаний. Конечно, здесь очень многое зависит от самих учителей. Надеюсь, что новые общеобразовательные стандарты дают неплохие возможности для того, чтобы учитывать региональные и этноконфессиональные особенности разных территорий».

Если говорить об этноконфессиональных особенностях Новосибирска, то ясно, что абсолютное большинство жителей — 90% — русские, православные. Если мы желаем слышать Президента и готовы учитывать этноконфессиональную особенность нашего города и региона, значит, необходимо содействовать введению в общеобразовательную школу учебного предмета «Основы православной культуры». И этим не ущемляются права тех наших сограждан, которые воспитывают своих детей в своих национально-религиозных традициях. У нас много с ними общего в духовно-нравственных принципах. Это отношение к старикам, к деторождению, к милостыне и другим добрым делам. Только такие духовно-нравственные принципы помогут сохранить мир и братскую дружбу народов, составляющих Российское государство.

Наша общая задача — научить школьников принимать правильные решения в жизненно важных ситуациях, научить ребенка отвечать за последствия своих слов и поступков, научить прощать, заботиться друг о друге. Всего этого невозможно достичь, если в школе не будут прививаться основы духовно-нравственного воспитания — не так называемой «светской этики», у которой нет твердого основания для нравственного развития и совершенствования, а именно традиционной тысячелетней российской духовно-нравственной культуры, возрождающей совесть человека.

80% новосибирских школ почти без участия родителей выбрали и преподают «Светскую этику». Раскроем этот учебник. На первых страницах «Светской этики» написано: «Человек сам определяет, что есть добро и что есть зло». Получается, никакой нравственности нет. Как же воспитывать человека на таких принципах? Это — тупик. Новый шаг молодежи к нравственной катастрофе. (По «светской этике»  9 мая — праздник для пожилых, «древняя культура».)

Свежий пример. Глава администрации одного района обратился ко мне с просьбой поговорить с жителями райцентра, так как у них разгромлены сразу два кладбища. Я ответил, что можно молодежи сказать о святости человеческой личности, о святости останков человеческих, но как это сделать, если ни в одной школе его района не преподают основы духовной культуры? И я посоветовал главе администрации обратиться за помощью к преподавателям «Светской этики» — пусть они попробуют остановить разрушение кладбищ и другие пороки общества.

Если мы откроем подготовленное в Новосибирской епархии учебное пособие «Основы православной культуры», то в первую очередь прочитаем о том, почему же Россия называется СВЯЩЕННОЙ ДЕРЖАВОЙ. Разве это не должен знать ученик российской школы, если мы желаем вырастить и воспитать доброго гражданина, патриота Отечества, а не «прожигателя жизни»? И так ли безобидны многие современные течения и увлечения детей и молодежи, взращивающие жестоких, агрессивных, бездушных, жаждущих услаждений и увеселений людей без чести и совести?

Дорогие учителя! В нынешнем году педагогические съезды и совещания посвящаются обсуждению проекта нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Но сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ, то и законы исполняться не будут не только простыми людьми, но и политиками и бизнесменами.

Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кто мы, преподаватели, и кого будем воспитывать? Являемся ли мы сами носителями духовной культуры? Или главное для нас — телевизор?

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д.А.Медведев:  «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов».

Без доброй нравственности не может быть воспитания, а начинается духовно-нравственное воспитание, по слову Д.С.Лихачева, с освоения отечественной религиозной культуры.

17 января 2011 года подписано новое Соглашение между Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви о сотрудничестве в образовательной и просветительской деятельности. Мы возлагаем большие надежды на это Соглашение. При желании многие проблемы школы могут быть решены.

Еще раз поздравляю всех вас, дорогие учителя, с началом нового учебного года и желаю благословенных успехов в вашей благородной деятельности!